Заведёт нас, куда Макар төлят не гонял. Я подскочил на земле, как мячик.
Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.
Упавшая шишка с дерева напугала меня.
Вскоре моя щека вздулась, как пирог.
Щека моя горела и пылала.
ПОГОВОРКА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ
СРАВНЕНИЕ
ЭПИТЕТ
олимпиадные по
(школьный этап)
8 класс.
1. определите автора, название произведения по данному отрывку:
а) «я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. я опять остановился. "что за да где же я? " я стал припоминать, как и куда ходил в течение "э! да это парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! вон это, должно быть, синдеевская да как же это я сюда зашел? странно! теперь опять нужно вправо взять".б) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. с одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».
в) « стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни» . г) « осень стояла теплая и сухая. ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ».
(по одному за правильно названное произведение)
2. перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.
а) дактиль а) сравнение а) аллегория
б) рассказ б) ямб б) басня
в) роман в) анапест в)
г) хорей г) метафора г) поэма
д) эпитет д) олицетворение д) антитеза
е) гипербола е) пословица е) инверсия
(3 )
3. напишите статью: «гипербола - это…».
( 1 )
4. соотнесите имя и фамилию и зарубежных писателей.
1) иван алексеевич 1) маршак
2) роберт 2) метерлинг
3) михаил юрьевич 3) бунин
4) василий андреевич 4) жуковский
5) роберт льюис 5) крылов
6) самуил яковлевич 6) бёрнс
7) иван андреевич 7) стивенсон
8) морис 8) лермонтов
(8 , по 1 за каждый правильный ответ)
5. в предложении: « снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными » - выделенные слова являются:
а) логическими определениями
б) постоянными эпитетами
в) эпитетами
(1 )
6.какую форму для написания «капитанской дочки» избрал автор?
а) эпистолярная б) мемуарная
в) дневниковая г) объективно-повествовательная
(1 )
7. назовите героинь из известных вам произведений:
а) «ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…редко наша красавица являлась среди гостей…имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»
б) «когда она , её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»
(по одному за каждый правильный ответ, макс. 2 )
8. во фразе: «маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:
а) метонимию? б) олицетворение ? в) метафору?
(1 )
9. произведение е.и. носова «живое пламя» по жанру:
а) очерк; б) воспоминания; в) рассказ;
(1 )
10. определите стихотворный размер:
а) в надежде славы и добра
гляжу вперед я без боязни:
начало славных дней петра
мрачили мятежи и казни.
( а.с.пушкин)
б) листья в поле пожелтели,
и кружатся, и летят.
лишь в бору поникши ели
зелень мрачную хранят.
( ответ-5 )
11. назовите жанр произведений:
а) в.а. жуковский «лесной царь»;
б) н.в.гоголь «ревизор»;
в) м.ю.лермонтов «мцыри».
(ответ-1 .)
12.что связывает черную речку и гору машук?
( ответ-5 .)
13. творческое .
в мире существуют памятники не только людям,
оставившим свой след в реальной , но и героям
произведений. есть такие памятники, например, в санкт-петербурге –
носу майора ковалёва, или в таганроге – каштанке и учителю гимназии
беликову. представьте себе, что у вас появилась возможность поставить
памятник герою произведения. кому из
персонажей вы поставили бы памятник? обоснуйте свой выбор. опишите
свой памятник. где бы вы выбрали для него место (в какой стране? в
каком городе? если город вам знаком, то в каком месте города? ) как бы
выглядел этот памятник? какие детали вам бы хотелось обязательно
выделить?