Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русской литературы.
Запишите в тетради число, тему урока.
Запишите фамилию, имя рядом с темой.
22.02.2021
Тема урока «Художественно-изобразительные средства в рассказе».
1. Запишите литературные термины
Стр. 142-143
Пейзаж - …
Параллелизм - композиционный прием, основанный на сопоставлении двух явлений действительности. (Зло в душах людей- зло в природе)
Эпитет ‒ художественное определение, которое образно и эмоционально оценивает описываемое событие, явление, человека.
Сравнение-это приём, основанный на сопоставлении объекта с целью выявления их сходства или различия.
Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия
2. Задание:
- Как вы понимаете эти нижеперечисленные эпитеты?
ответьте устно аудиосообщением.
Вороной конь —
Теплый серый день —
Злорадный окрик —
Колючий мороз —
Неминуемая смерть —
Лютый мороз — ... ..
3. Задание:
- Перечитайте описание сороки в сказке. Перескажите эпизод «Болтливая сорока» ( стр. 140, 1-3 абзац).
- Какие еще средства художественной выразительности, известные вам, использует автор? Какова их роль в тексте? (эпитеты, олицетворения, метафоры)
Выпишите олицетворении, сравнения, эпитеты вместе с определяемыми словами.
4. Задание:
Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» .
Перечитайте фрагмент сказки - описание пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).на стр. 137 (3 последних абзаца)
Найдите эпитеты, олицетворения и сравнения (с определяемыми словами) из текста. выпишите их в тетрадь.
Шпаргалка:
Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота — жгучая и такая ясная; черные ивы.
Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные
-Как меняется характер повествования в конце сказки? Какие эпитеты преобладают здесь?
- Сказочный или реальный мир показывает автор?
5. Задание:
- Для чего автор использует многочисленные эпитеты. Сравнения, олицетворения? - Как вы понимаете смысл слов «тёплый хлеб»?
6. На стр. 143 вопрос 3 «Характеризуем изобразительные средства»
- Как вы считаете, от чего «треснул лёд» в конце сказки?
7.Перейдите на платформу Билимленд, изучите урок «Художественное пространство в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» и выполните задания.
На устные ответы отвечаете аудиосообщениями.
Письменные задания выполняете в тетради.
Работы присылаете сразу после урока.
в романе щедро показаны картины кавказской природы. превосходный знаток кавказа, лермонтов даёт в романе ряд зарисовоквоенно-грузинской дороги («бэла», «максим максимыч»), тамани («тамань»), пятигорска и кисловодска с их окрестностями («княжна мери»). описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время в задушевных, лирических тонах. внимание лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации». поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утёсов», и звёздную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на тёмно-синих волнах моря. путём искусного подбора деталей и интонаций речи лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создаёт определённую настроенность. таково, например, описание моря в начале рассказа «тамань»: «между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». этот пейзаж уже подбором деталей — луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль,— создаёт ожидание опасности, угрожающей печорину, вызывает тревожное настроение. пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. он выполняет различную роль. то описывается место действия, то пейзаж привлечён для лирической передачи той или иной оценки жизненных явлений, то это средство характеристики героев, их душевных настроений. когда печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. но вот он едет обратно. «у меня,— пишет он,— на сердце был камень. солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели». такой представляется природа печорину в его тяжёлом душевном состоянии.
пейзаж в романе выполняет еще одну важную функцию: он условно готовит читателя к предстоящей сцене, задает тон повествованию, создает впечатление, которое должно усилиться впоследствии. так, перед встречей с верой, то есть первым в главе “княжна мери” свободным и искренним проявлением чувств печорина, но вместе с тем сценой довольно напряженной, пейзаж описывается предгрозовой: “воздух был напоен электричеством”. перед ссорой грушницкого и печорина на машуке появляется “зловещее облачко”. природа будто бы пророчит, предсказывает дальнейший характер развития событий; пейзаж в этих сценах символичен, но он может быть символичным по-разному: в эпизоде переезда через подкумок сам ручей, изменчивый и быстрый, а также сцена, разыгравшаяся на нем, иносказательно всю сущность отношения печорина к мери — печорин использует неопытность и искренность девушки, вводит ее в смущение и, переехав через ручей, выслушав ее признание, остается холоден и равнодушен. сцена символична сама по себе, как и эпизод у провала: провал — не просто бывший кратер вулкана, но и будущий провал, перерыв в отношениях печорина и княжны мери. сцена у провала — последний момент их сближения, она предвещает разлуку и отчужденность.