что такое счастье? ответ на этот вопрос искали лучшие умы, искали упорно на протяжении всей человечества. подобно многим понятиям, обозначающим чувства и эмоции, значение слова «счастье» можно объяснять долго и красочно, а в итоге так и остаться в неведении, что же это такое.
есть множество способов докопаться до сути: рассказать, изобразить, нарисовать, провести параллели, придумать абстракцию… я попробую разобраться в этой проблеме, обратившись к произведению н.а.некрасова с философским названием «кому на руси жить хорошо».
начинается поэма со слов: «в каком году – рассчитывай, в какой земле - угадывай», которые относят читателя в 1861 год. именно в этом году произошло великое для россии событие – отмена крепостного права. и сразу же поэт показывает результат реформы, называя «смежные деревни», в которых живут встретившиеся на столбовой дороге крестьяне: заплатово, дырявино, разутово, знобишино, горелово, неелово, неурожайка, относящиеся к пустопорожней волости терпигорева уезда. достаточно прозрачные названия, повод судить о жизни в них.
крестьяне спорят, пытаясь найти ответ на вопрос: «кому живется весело, вольготно на руси? ». где найти счастливого в россии, сплошь состоящей из таких деревень, да и есть ли такой человек?
главными героями произведения являются семь мужиков-странников: роман, демьян, лука, братья иван и митродор губины, старик пахом и пров. форма путешествия некрасову показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей россии. в поэме читатель найдет представление о счастье и у простых крестьян, и у помещиков.
странники решили начать поиски «вольготно» живущих на деревенской ярмарке. они клич, чтобы найти в праздничной толпе среди присутствующих счастливых людей, и обещают таковым налить водки. первым приходит рассказывать о своем счастье тощий уволенный дьячок, уверяющий, что счастье «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а в «благодушестве» и вере в царствие небесное. он говорит, что тем и счастлив.
следующей приходит старуха и утверждает, что у нее на огороде уродилось «реп до тысячи», вкусных и крупных. над бабкой посмеялись, водки не дали и сказали: «ты дома выпей, старая, той репой закуси». затем к странникам является солдат с медалями и говорит, что счастлив, так как был в двадцати сражениях, а не убит, били его палками, морили голодом, а он не умер. каменотес утверждает, что счастье его заключено в большой силе – он легко может с огромным молотом.
таким образом, мы видим, что простой народ находит «вольготность» в простых вещах, в повседневных явлениях – в урожае, в хлебе, в силе, даже в «благородных болезнях». но все это довольно жалкое подобие счастья. странники поняли, что зря водку тратили:
эй, счастье мужицкое!
дырявое с заплатами,
горбатое с мозолями,
проваливай домой.
дальнейшие поиски путешественников показали, что и помещикам не живется счастливо. искатели пришли к выводу, что надо поискать в народе женского счастья. но, вопреки их ожиданиям, рассказ матрены тимофеевны полон драматизма. в жизни «счастливой» крестьянки потери, горе, тяжкий труд. горьки слова признания женщины:
ключи от счастья женского,
от нашей вольной волюшки
заброшены, потеряны
у бога самого!
разве не драматична такая ситуация? неужели не найти мужикам истинно счастливого, довольного своей жизнью человека на обширных просторах великой руси? встретив гришу добросклонова, путешественники понимают, что перед ними истинно счастливый человек. но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в грише своего заступника:
ему судьба готовила
путь славный, имя громкое
народного заступника,
чахотку и сибирь.
в поэме некрасов доказывает, что счастье для человека заключается не в материальных благах, а в силе духа. ответить на вопрос, поставленный в поэме, можно следующим образом: хорошо на руси жить тем людям, которые ищут хорошее в окружающем и стремятся сделать что-то хорошее ради счастья других.
со времени написания поэмы прошло почти полтора столетия. изменилось время, люди, жизненные ценности… сейчас для многих людей быть счастливым – значит иметь это и то, быть таким-то и таким-то. но это кажущееся счастье постоянно где-то впереди, и, в конечном счете, эти люди несчастны. они постоянно идут к своей цели, достигают, потом двигаются к новым, и так до бесконечности. в итоге, оглянувшись назад после нескольких десятков лет, многие кусают локти, жалеют о прожитых-не-так-годах, о друзьях, с которыми не было времени встречаться, о непрочитанных книгах и неувиденных странах и о счастье, которого не было, или о счастье, которое было, а мы его не заметили…
Любовь для Бунина — величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения. Но — увы! — как часто найденное счастье оборачивается утратой, как это случилось с героями рассказа “В Париже”. Во многих рассказах цикла писатель стремится понять внутреннюю природу любви и приходит к выводу, что полное счастье может дать только сочетание духовной и физической близости. Он никогда не был сторонником платонического чувства, понимая, что в основе любви лежит инстинкт. В некоторых же рассказах (“Антигона”, “Кума”, “Визитные карточки”) речь идет именно о преобладании в страсти плотского начала. Бунин не осуждает в них своих героев, ибо в их влечении все равно есть что-то, противостоящее будням жизни, есть стремление захватить свой кусочек счастья хотя бы на одну ночь. И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные. В рассказах “Пароход “Саратов”, “Ворон” Бунин показывает, как причудливо может переплетаться любовь с чувством собственничества. В рассказе “Натали” писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоящей любовью. Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек “имеет право” полюбить (“Руся”, “Кавказ”). В рассказе “Галя Ганская” речь идет о том, какой трагедией может закончиться отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют. А героиня рассказа“Дубки” сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь. У читателей иногда может возникнуть вопрос: а не создает ли писатель искусственных преград на пути героев к счастью? Нет, дел в том, что сами люди не стремятся к борьбе. Они могут испытать счастье, но лишь на миг, а потом оно уходит, как вода в песок. А потому многие рассказы И. А. Бунина так трагичны. Подчас в одной короткой строчке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы. Рассказы цикла “Темные аллеи” — образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда были одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.
что такое счастье? ответ на этот вопрос искали лучшие умы, искали упорно на протяжении всей человечества. подобно многим понятиям, обозначающим чувства и эмоции, значение слова «счастье» можно объяснять долго и красочно, а в итоге так и остаться в неведении, что же это такое.
есть множество способов докопаться до сути: рассказать, изобразить, нарисовать, провести параллели, придумать абстракцию… я попробую разобраться в этой проблеме, обратившись к произведению н.а.некрасова с философским названием «кому на руси жить хорошо».
начинается поэма со слов: «в каком году – рассчитывай, в какой земле - угадывай», которые относят читателя в 1861 год. именно в этом году произошло великое для россии событие – отмена крепостного права. и сразу же поэт показывает результат реформы, называя «смежные деревни», в которых живут встретившиеся на столбовой дороге крестьяне: заплатово, дырявино, разутово, знобишино, горелово, неелово, неурожайка, относящиеся к пустопорожней волости терпигорева уезда. достаточно прозрачные названия, повод судить о жизни в них.
крестьяне спорят, пытаясь найти ответ на вопрос: «кому живется весело, вольготно на руси? ». где найти счастливого в россии, сплошь состоящей из таких деревень, да и есть ли такой человек?
главными героями произведения являются семь мужиков-странников: роман, демьян, лука, братья иван и митродор губины, старик пахом и пров. форма путешествия некрасову показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей россии. в поэме читатель найдет представление о счастье и у простых крестьян, и у помещиков.
странники решили начать поиски «вольготно» живущих на деревенской ярмарке. они клич, чтобы найти в праздничной толпе среди присутствующих счастливых людей, и обещают таковым налить водки. первым приходит рассказывать о своем счастье тощий уволенный дьячок, уверяющий, что счастье «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а в «благодушестве» и вере в царствие небесное. он говорит, что тем и счастлив.
следующей приходит старуха и утверждает, что у нее на огороде уродилось «реп до тысячи», вкусных и крупных. над бабкой посмеялись, водки не дали и сказали: «ты дома выпей, старая, той репой закуси». затем к странникам является солдат с медалями и говорит, что счастлив, так как был в двадцати сражениях, а не убит, били его палками, морили голодом, а он не умер. каменотес утверждает, что счастье его заключено в большой силе – он легко может с огромным молотом.
таким образом, мы видим, что простой народ находит «вольготность» в простых вещах, в повседневных явлениях – в урожае, в хлебе, в силе, даже в «благородных болезнях». но все это довольно жалкое подобие счастья. странники поняли, что зря водку тратили:
эй, счастье мужицкое!
дырявое с заплатами,
горбатое с мозолями,
проваливай домой.
дальнейшие поиски путешественников показали, что и помещикам не живется счастливо. искатели пришли к выводу, что надо поискать в народе женского счастья. но, вопреки их ожиданиям, рассказ матрены тимофеевны полон драматизма. в жизни «счастливой» крестьянки потери, горе, тяжкий труд. горьки слова признания женщины:
ключи от счастья женского,
от нашей вольной волюшки
заброшены, потеряны
у бога самого!
разве не драматична такая ситуация? неужели не найти мужикам истинно счастливого, довольного своей жизнью человека на обширных просторах великой руси? встретив гришу добросклонова, путешественники понимают, что перед ними истинно счастливый человек. но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в грише своего заступника:
ему судьба готовила
путь славный, имя громкое
народного заступника,
чахотку и сибирь.
в поэме некрасов доказывает, что счастье для человека заключается не в материальных благах, а в силе духа. ответить на вопрос, поставленный в поэме, можно следующим образом: хорошо на руси жить тем людям, которые ищут хорошее в окружающем и стремятся сделать что-то хорошее ради счастья других.
со времени написания поэмы прошло почти полтора столетия. изменилось время, люди, жизненные ценности… сейчас для многих людей быть счастливым – значит иметь это и то, быть таким-то и таким-то. но это кажущееся счастье постоянно где-то впереди, и, в конечном счете, эти люди несчастны. они постоянно идут к своей цели, достигают, потом двигаются к новым, и так до бесконечности. в итоге, оглянувшись назад после нескольких десятков лет, многие кусают локти, жалеют о прожитых-не-так-годах, о друзьях, с которыми не было времени встречаться, о непрочитанных книгах и неувиденных странах и о счастье, которого не было, или о счастье, которое было, а мы его не заметили…
Любовь для Бунина — величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.
Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения. Но — увы! — как часто найденное счастье оборачивается утратой, как это случилось с героями рассказа “В Париже”.
Во многих рассказах цикла писатель стремится понять внутреннюю природу любви и приходит к выводу, что полное счастье может дать только сочетание духовной и физической близости. Он никогда не был сторонником платонического чувства, понимая, что в основе любви лежит инстинкт. В некоторых же рассказах (“Антигона”, “Кума”, “Визитные карточки”) речь идет именно о преобладании в страсти плотского начала. Бунин не осуждает в них своих героев, ибо в их влечении все равно есть что-то, противостоящее будням жизни, есть стремление захватить свой кусочек счастья хотя бы на одну ночь.
И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные. В рассказах “Пароход “Саратов”, “Ворон” Бунин показывает, как причудливо может переплетаться любовь с чувством собственничества. В рассказе “Натали” писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоящей любовью. Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек “имеет право” полюбить (“Руся”, “Кавказ”). В рассказе “Галя Ганская” речь идет о том, какой трагедией может закончиться отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют. А героиня рассказа“Дубки” сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь.
У читателей иногда может возникнуть вопрос: а не создает ли писатель искусственных преград на пути героев к счастью? Нет, дел в том, что сами люди не стремятся к борьбе. Они могут испытать счастье, но лишь на миг, а потом оно уходит, как вода в песок. А потому многие рассказы И. А. Бунина так трагичны. Подчас в одной короткой строчке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.
Рассказы цикла “Темные аллеи” — образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда были одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.