Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Черный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный. Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли. Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет — как на зверя какого. Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец засмеялся. Послал ее еще куда-то. Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресного на дощечке круглой, и опять села, изогнулась, глаз не спускает — смотрит с двумя заданиями
ответ:
одним из основных вопросов творчества а.с. пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького человека». известно, что именно пушкин серьезно разработал эту проблему, которую впоследствии «подхватил» и н.в. гоголь, и ф.м. достоевский.поэма пушкина «медный всадник» выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и государства. пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в россии. невозможно государством и учитывать интересы каждого «маленького человека». тем более что россия – страна полуазиатская, где с древних пор царили деспотия и тирания, которая воспринималась и народом, и правителями как должное. в поэме есть подзаголовок – «петербургская повесть», после которой следует предисловие, подчеркивающее реальность всего описанного: «происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов.любопытные могут справиться с известием, составленным в. н.берхом». во вступлении к поэме создается величественный образ петра i, который прославил свое имя многими деяниями. без сомнения, пушкин отдает должное могуществу и таланту петра.этот царь во многом «сделал» россию и способствовал ее процветанию. на бедных и одичалых берегах маленькой речушки петр построил грандиозный город, один из красивейших в мире. петербург стал символом новой, просвещенной и сильной державы: ныне там по оживленным берегам громады стройные теснятся дворцов и башен; корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…поэт любит петербург всей душой. для него это родина, столица, олицетворение страны. он желает этому городу вечного процветанья. но важны и интересны следующие слова лирического героя: «да умирится же с тобой и побежденная стихия…» основная часть поэмы повествует о жизни, современной пушкину.петербург все так же прекрасен, как и при петре. но поэт видит и другой образ столицы. это город обозначает резкую границу между «сильными мира сего» и простыми жителями. петербург – это город контрастов, где «маленькие люди» живут и .герой поэмы, евгений, - простой житель столицы, один из многих. о его жизни повествуется в первой части произведения. жизнь евгения наполнена насущными повседневными заботами: как прокормиться, где взять денег.герой задумывается, почему одним дано все, а другим ничего. ведь эти «другие» совсем не блещут ни умом, ни трудолюбием, а им « жизнь куда легка».здесь начинает развиваться тема «маленького человека», его ничтожного положения в обществе. он вынужден терпеть несправедливости и удары судьбы только потому, что он родился «маленьким». кроме всего прочего, мы узнаем, что у евгения есть планы на будущее. он собирается жениться на такой же, как и он, простой девушке параше.возлюбленная евгения с матушкой живет на берегу невы в маленьком домике. герой мечтает обзавестись семьей, нарожать детей, он мечтает о том, что в старости внуки будут о них заботиться. но мечтам евгения не суждено было сбыться. страшное наводнение вмешалось в его планы. оно разрушило почти весь город, но оно и разрушило жизнь героя, убило и разрушило его душу.поднявшиеся воды невы уничтожили домик параши, погубили саму девушку и ее мать. что оставалось бедному евгению? интересно, что всю поэму его сопровождает определение – «бедный». этот эпитет говорит об отношении автора к своему герою – рядовому жителю, простому человеку, которому он всей душой сочувствует. вторая часть поэмы рисует последствия наводнения.для евгения они страшны. герой лишается всего: любимой девушки, крова, надежд на счастье. виновником своей трагедии обезумевший евгений считает медного всадника – двойника самого петра. в его расстроенном воображении медный всадник – «горделивый истукан», «чьей волей роковой здесь город основался», кто «уздой железной россию поднял на дыбы». именно петр, по мысли евгения, построил этот город на берегу реки, в местах, которые регулярно затопляются. но царь не думал об этом.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.
А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный выражаться».
Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.
Например, в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А «Волк и Ягненок» — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: «У сильного всегда бессильный виноват».
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: «А Васька слушает да ест», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «А ларчик просто открывался» , «Недаром говорится, что дело мастера боится».
Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.