ЗИМНЕЕ УТРО Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
5) Антитеза – это противопоставлении понятий, положений, образов, состояний. В стихотворении зимнее утро противопоставляется утро и вечер. Докажите на основе сопоставления цветовой гаммы и настроения лирического героя, что утро противопоставляется вечеру.
6) Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства (олицетворения, эпитеты, сравнения), определите их роль в стихотворении.
7) Определите тему и идею стихотворения.
Сложный план к статье "Древнерусская литература":
1. Начало словесного искусства на Руси:
а. Конец Х и первые года ХІ столетия.
б. Принятие христианства и литература.
в. Церковно-славянские тексты.
2. Тематика древнерусских текстов.
3. Исторический характер литературы Древней Руси.
а. Стиль монументального историзма.
б. События государственного масштаба в литературе.
4. Этикет.
5. Система жанров.
а. Летописания.
б. Богослужебная литература.
в. Эпические и лирические жанры.
6. Периодика древнерусской литературы.
7. Конец истории литературы Древней Руси.