алеша пешков — главный герой повести «детство» повесть “детство” — это автобиографическое произведение м. горького, главный герой которой — алеша пешков. после того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. в доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер алеши. хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. с первых дней в доме деда алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. также алеше не понравились его дядья. в доме деда жил слепой мастер григорий, он был уже старый. часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. алеша был не таким. он понимал григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не разговорчив. алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там , которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался.в повести "детство" м. горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. странноватая, полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. в жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом. мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и в любой ситуации. у бабушки была приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым. говорила бабушка весело, складно, нараспев. часто упоминала бога. все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть. цыганок(иван) - второстепенный герой повести максима горького "детство". прозвали его цыганком за смуглую кожу, чёрные волосы и, конечно, за то, что был он нечист на руку: "бабушка объяснила мне, что цыганок не столько покупает на базаре, сколько ворует. внешность у цыганка была привлекательная: "квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза под густыми бровями и белые зубы под чёрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады". автор уважает цыганка за его "золотые руки", за его честность по отношению к хозяевам (бабушке и деду). умер цыганок в субботу, в начале зимы. цыганоку дяде якову нести крест, на могилу его жены. цыганок поскользнулся, его придавило крестом. похоронили его незаметно, непамятно. радда-дочь солдата данилы, молодая цыганка, как говорит автор, "нонку равнять с раддой нельзя-много чести нонке. о ней, этой радде, словами и не скажешь ничего. может быть, её красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает". радда прекрасна, неподражаема и уникальна. гордости радды предела нет, она остаётся в ней даже после смерти. однажды один старый магнат предложил радде поцеловать его за деньги, но девушка отвернулась, показав полное безразличие. да и большой кошель, брошенный к её ногам, она пнула в грязь будто невзначай. власов павел михайлович — сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. прототипом персонажа послужил сормовский рабочий п. заломов. в то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни п., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. первый решительный поступок п. — сопротивление побоям со стороны отца, слесаря михаила власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение.ниловна, власова пелагея ниловна — главная героиня повести, образ которой символизирует россию (ср. «мать-родина»), а также содержит евангельские ассоциации. с н. в повести связана доминирующая точка зрения — общечеловеческое, «народное» восприятие событий. динамика характера героини призвана показать изменения народной психологии. материнская любовь к сыну трансформируется у н. в любовь к людям вообще; христианский смысл любви совмещается с идеей активной политической борьбы. революционное движение осмысляется н. как всемирное движение «детей», которому она, как мать, не может не сочувствовать.
Проезжая верхом по берегу Москвы-реки, можно было поверх частокола
видеть весь сад Морозова.
Цветущие липы осеняли светлый пруд, доставлявший боярину в постные дни
обильную пищу. Далее зеленели яблони, вишни и сливы. В некошеной траве
пролегали узенькие дорожки. День был жаркий. Над алыми цветами пахучего
шиповника кружились золотые жуки; в липах жужжали пчелы; в траве трещали
кузнечики; из-за кустов красной смородины большие подсолнечники подымали
широкие головы и, казалось, нежились на полуденном солнце.
Боярин Морозов уже с час как отдыхал в своей опочивальне. Елена с
сенными девушками сидела под липами на дерновой скамье, у самого частокола.
На ней был голубой аксамитный летник{48} с яхонтовыми пуговицами. Широкие
кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя
алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые
плечи; голову покрывал кокошник{49} с жемчужными наклонами, а сафьянные
сапожки блестели золотою нашивкой.
Елена казалась весела. Она смеялась и шутила с девушками.
- Боярыня, - сказала одна из них, - примерь еще вот эти запястья, они
повиднее.
- Будет с меня примерять, девушки, - отвечала ласково Елена, - вот уж
битый час вы меня наряжаете да укручиваете, будет с меня!
- Вот еще только монисто надень! Как наденешь монисто, будешь, право
слово, ни дать ни взять, святая икона в окладе!
- Полно, Пашенька, стыдно грех такой говорить!
- Ну, коли не хочешь наряжаться, боярыня, так не поиграть ли нам в
горелки или в камешки? Не хочешь ли рыбку покормить или на качелях
покачаться? Или уж не спеть ли тебе чего?
- Спой мне, Пашенька, спой мне ту песню, что ты намедни пела, как вы
ягоды собирали!
- И, боярыня, лапушка ты моя, что ж в той песне веселого! То грустная
песня, не праздничная.
- Нужды нет; мне хочется ее послушать, спой мне, Пашенька.
- Изволь, боярыня, коли твоя такая воля, спою; только ты после не пеняй
на меня, если неравно тебе сгрустнется! Нуте ж, подруженьки, подтягивайте!
Девушки уселись в кружок, и Пашенька затянула жалобным голосом:
Ах, кабы на цветы да не морозы,
И зимой бы цветы расцветали;
Ах, кабы на меня да не кручина,
Ни о чем бы я не тужила,
Не сидела б я, подпершися,
Не глядела бы я во чисто поле...
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Я по сеням шла, по новым шла,
Подняла шубку соболиную,
Чтоб моя шубка не Чтоб мои пуговки не прозвякнули,
Не услышал бы свекор-батюшка,
Не сказал бы своему сыну,
Своему сыну, моему мужу!
Пашенька посмотрела на боярыню. Две слезы катились из очей ее.
- Ах, я глупенькая! - сказала Пашенька, - чего я наделала. Вот на свою
голову послушалась боярыни! Да и можно ли, боярыня, на такие песни
набиваться!
- Охота ж тебе и знать их! - подхватила Дуняша, быстроглазая девушка с
черными бровями. - Вот я так спою песню, не твоей чета, смотри, коли не
развеселю боярыню!
И, вскочив на ноги, Дуняша уперла одну руку в бок, другую подняла
кверху, перегнулась на сторону и, плавно подвигаясь, запела: