«Золотые кони хана Батыя». Составьте план текста.
Золотые кони хана Батыя — легендарные сокровища, точное местона-хождение которых до сих пор неизвестно.
История коней примерно такова. После того как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с собранных в под¬властных и покорённых ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам по¬среди степей свою столицу Сарай — прекрасный город с дворцами, мече¬тями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расхо¬дится в во были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.
Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царёв, неподалеку от Волгограда), построенный уже ханом Берке, следом перевез¬ли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию хан¬ства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать...
Судьба золотых коней достоверно неизвестна. Легенды гласят, что одно¬го коня закопали вместе с телом Мамая, но точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы. Искать бесполезно! Но где же другой?
А ответ совсем рядом! Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах, преследуя отступающие ордынские войска, казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группа¬ми глубоко, на уменьшающуюся с каждым днём территорию орды. Один такой отряд, пользуясь паникой в стане врага, прорвался прямо в столи¬цу Сарай. Золотые кони были целью налёта: надо было лишить врага его символа. Но выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Перегруженный обоз двигался очень медленно,поэтому у ордынцев было время опомниться и организо¬вать погоню. Почуяв неладное, казаки развернулись и приняли неравный бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешён: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но несмотря на понесённые по¬тери, ордынцы так и не вернули себе золотого коня. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко её увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали её и остальные сокровища где-то неподалёку. И теперь са¬мое главное! Все события развивались на территории ставшего известным после Великой Отечественной войны на весь мир места. И это место — Мамаев курган!
(С. А Алексеев)
Автор называет кудесника вдохновенным, придавая образу важность и необычность. Кудесник стар и мудр. Уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, наполненой размышлениями о высоких богоугодных истинах. Он хорошо знает людей и удалившись от них, он думает о них. Знает весь доблестный путь князя Олега. Он смел и независим, не боится “могучих владык” и говорит всё им прямо в лицо. Кудесник смело отвечает князю, что он подвластен только Перуну, верховному божеству и страх перед земным владыкой ему не ведом. Он отказывается от предлагаемых ему даров, объявляя о своей независимости и свободе.
Безусловно, Пушкин наделил волхва некоторыми чертами поэта. Он имел в виду себя и подобных себе свободолюбивых поэтов.
Объяснение:
С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.
С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью.
В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.
С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.
В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс, и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II.