Тема моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к ЕГЭ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. При этом важнейшую роль играет лингвистический анализ художественного текста - анализ текста художественного произведения с учетом языковых особенностей, особенностей авторского стиля, норм русского литературного языка и его исторической и территориальной изменчивости. Интерес к лингвостилистическому анализу художественного текста как к филологической дисциплине базируется на важной проблеме интерпретации художественного текста с позиции читателя. Лингвостилистический анализ художественного текста – механизм, позволяющий анализировать тексты с опорой на языковой материал. Предметом лингвистического анализа являются категории языкового употребления тема – идея – материал исторической действительности – языковой материал – сюжет – композиция – образ автора. Основными приёмами лингвистического анализа текста являются:1. Семантико-стилистический анализ,2. Сопоставительно-стилистический анализ,3. Лингвистический комментарий.Приобретая опыт анализа литературных текстов, учащиеся сами начинают пользоваться их языковыми средствами, создавая свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текста уже с 5 класса дают качественный скачок в освоении грамматики, а также в написании творческих работ.Текст – это авторское открытие, осознание тех или иных сторон действительности средствами языка. Чтобы общение состоялось, ученик должен воспринять реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нём нет. Возникают вопросы: « Почему необходимо учиться понимать текст? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с анализа текста? С чего начинается понимание текста?» С понимания слова. Это означает, что необходимо выработать чувство языка, развивать аналитические и творческие учеников – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.Сложен разбор эпических произведений. Примитивный анализ наносит огромный ущерб их эстетическому восприятию, тем самым снижает воспитательное значение изучаемой книги.
Молодой человек 23х лет, служащий переписчиком бумаг. В произведении это легкомысленный безответственный человек, проигравший все деньги в поезди в город,жители которого приняли его за ревизора. Он не сразу понимает, что к чему, но как только разбирается в том, что его принимают за другого человека, начинает у всех еще больше брать денег взаймы. Он переходит все границы, воображая себя не тем, кто он является, а чуть ли не царем. В обычной жизни он рядовой чиновник, но здесь представилась возможность обманув и себя, и всех вокруг, поиграть в игру, не обращая внимания на все законы бюрократии. В произведении он вызывает жалось. Много хвастается и врет. Его от погибели только его слуга, распознавший беду.