в образе ноздрева гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». истоки данного образа уходят в комедии аристофана и плавта, в западноевропейскую . однако много в этом образе и чисто , национального. подобный тип был отмечен уже пушкиным в романе «евгений онегин».мой брат двоюродный, буянов,
в пуху, в картузе с козырьком
(как вам, конечно, он основные черты характера ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».раскрывая образ ноздрева, гоголь мастерски использует различные художественные средства. прежде всего, выразителен сам портрет героя. «это был среднего роста, недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль . свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».характерно, что ноздрев обладает привлекательной внешностью, силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый » здесь в поэме возникает мотив богатырства. «, фольклорную и традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «мертвых душ» — богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала е. а. смирнова. портретирование героев «в свете мотива богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено в. а. недзвецким.и в обрисовке ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.сам мотив «разгулья удалого», «широкой души», присутствующий у гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе ноздрева. как замечает дореволюционный исследователь, ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика чичиковым. «ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. гости должны были пробираться между перелогами и взброненными во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность ноздрева.
После смерти матери, впервые перед васей открылся весь ужас загадки о жизни и смерти. как прежде ему казалось, что она с ним, что сейчас он встретит ее милую ласку, но его руки протягивались в пустую тьму, и в душу проникало сознание горького одиночества. уже с шести лет он испытывал ужас одиночества. васе стало тесно в доме и в садике, где он не встречал ни в ком и ласки. вася начал бродяжить. ему казалось, что за старой оградой сада он найдет что-то и может что-то сделает, навстречу этому неведомому и таинственному, в нем из глубины его сердца, что-то поднималось, дразня и вызывая. с тех пор его называли уличным мальчишкой и бродягой, но он не обращал на это внимание. он выслушивал замечания и поступал по-своему. шатаясь по улицам, он наблюдал за жизнью городка. он узнал и увидел то, чего не видели дети значительно старше него. вася "не встречал и ласки" дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. он не мог примириться с затхлой жизнью городка в котором жил. после знакомства с валеком и марусей вася чувствовал радость от новой дружбы. с тех пор вася весь был поглощен своим новым знакомством. ложась спать, и вставая, он только и думал о визите в часовню. маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. она напоминала васи его мать в последние дни жизни. ему нравилось беседовать с валеком и приносить подарки марусе. но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из маруси жизнь. вася полюбил валека и марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. не видеть друзей стало для него большим лишением. характер васи и его отношение к жизни после встречи с валеком и марусей сильно изменились. вася научился проявлять терпение. когда маруся не могла бегать и играть, вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. в характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. во время дружбы с обездоленными детьми вася смог осознать то неясное "что-то", к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. дружба с обездоленными детьми проявиться лучшим васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.
в образе ноздрева гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». истоки данного образа уходят в комедии аристофана и плавта, в западноевропейскую . однако много в этом образе и чисто , национального. подобный тип был отмечен уже пушкиным в романе «евгений онегин».мой брат двоюродный, буянов,
в пуху, в картузе с козырьком
(как вам, конечно, он основные черты характера ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».раскрывая образ ноздрева, гоголь мастерски использует различные художественные средства. прежде всего, выразителен сам портрет героя. «это был среднего роста, недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль . свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».характерно, что ноздрев обладает привлекательной внешностью, силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый » здесь в поэме возникает мотив богатырства. «, фольклорную и традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «мертвых душ» — богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала е. а. смирнова. портретирование героев «в свете мотива богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено в. а. недзвецким.и в обрисовке ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.сам мотив «разгулья удалого», «широкой души», присутствующий у гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе ноздрева. как замечает дореволюционный исследователь, ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика чичиковым. «ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. гости должны были пробираться между перелогами и взброненными во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность ноздрева.