Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Нарты упоминаются в фольклоре некоторых народов Дагестана (напр., у тюркоязычных кумыков) и отдельных грузинских этнических групп - сванов, рачинцев, хевсуров. Исследователи не пришли к единой точке зрения относительно этимологии термина, так же как и по проблеме генезиса нартского эпоса. Многие образы и имена Нартов, сюжеты в национальных версиях эпоса почти идентичны: Сосруко - у адыгов и абазин, Сасрыква - у абхазов. Сослан (Созруко) - у осетин, Сосрук - у балкарцев, Сосурка - у карачаевцев, Сеска Солса - у чеченцев и ингушей. Сходны имена и ряда других Нартов, например: Ацамаз (осет.), Ашамез (адыг.), Щамаз (абазинск.), Ачамаз (чеч.-ингуш.), Ачемез (карачаево-балкар.). Иногда только в какой-нибудь одной национальной традиции встречается имя того или иного персонажа (напр., у осетин - Сырдон, Уархаг, Ахсар, Ахсартаг, у адыгов - Адиюх, Ахумида. Дзахуш, у абхазов - Цвицв, Нарджхеу, и др.), хотя близкие им по функциям персонажи имеются и в других версиях. В национальных эпосах Нарты - могучие воины-богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. Существенно отличаются образы Нартов в чечено-ингушском эпосе (сохранившемся фрагментарно). Исследователь Ч. Ахриев считал, что они подразделяются на две группы: высоконравственные нарты (нярты) и злые, коварные орхустойцы. Б. Далгат (его точки зрения придерживаются многие советские исследователи) полагал, что наименования «нярты» и «орстхойцы» («орхустойцы») служат для обозначения одной и той же категории героев. Нарторстхойцы Сеска Солса, Боткий Ширтка, Ачамаз, Хамчи Патарз (Хамчий Патараз, Хамчи Патриж) и др. чаще выступают злокозненными насильниками, совершающими набеги на мирных людей, притесняющими безвинных. Им, пришельцам, противостоят местные герои (Колой Кант, Горжай, Кинда Шоа и др.) - богатыри, занимающиеся главным образом мирным трудом. Однако в ингушских вариантах эпоса иногда нарт-орстхойцы вместе с ними охраняют ингушские земли от врагов, наступающих с равнин; роднятся с местными героями (напр., Сеска Солса выдал свою дочь за Кинда Шоа). В образе жизни Нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса - от родового строя до зачатков феодализма. В абхазской версии ярче всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью Нартов - из ста братьев и сестры Гунды - возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша, обладающая неограниченным авторитетом (упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает). В осетинской и адыгской версиях мать Нартов Сатана (адыг. Сатаней} также играет важную роль, Нарты пользуются её мудрыми советами, но она ими не верховодит; решения по важным делам принимаются на мужском совете (иихас у осетин, хаса у адыгов) без её участия. В осетинской версии у Нартов, живущих родами (Алагата. Бората, Ахсартагката), проявляются черты военной демократии (Нарты входят в единую боевую дружину)
Попробуем найти, сколько всего нужно пароходов. 0 день. Начало отсчета. Пароход 1 вышел из Астрахани. 1 день. Пароход 2 вышел из Астрахани пути. 2 день. Пароход 3 вышел из Астрахани. 1 - 1/2, 2 - 1/4 пути. 3 день. Пароход 4 вышел из Астрахани. 1 - 3/4, 2 - 1/2, 3 - 1/4 пути. 4 день. Пароход 5 вышел из Астрахани. 1 - пришел в Горький, 2 - 3/4, 3 - 1/2, 4 - 1/4 пути. 5 день. Пароход 6 вышел из Астрахани. 1 - вышел из Горького, 2 - пришел в Горький, 3 - 3/4, 4 - 1/2 пути, 5 - 1/4. 6 день. Пароход 7 вышел из Астрахани в Астрахань, 2 - вышел из Горького, 3 - пришел в Горький, 4 - 3/4, 5 - 1/2, 6 - 1/4. 7 день. Пароход 8 вышел из Астрахани в Астрахань, 2 - 1/5, 3 - вышел из Горького, 4 - пришел в Горький. 8 день. Пароход 9 вышел из Астрахани в Астрахань, 2 - 2/5, 3 - 1/5, 4 - вышел из Горького, 5 - пришел в Горький. 9 день. Пароход 10 вышел из Астрахани в Астрахань, 2 - 3/5, 3 - 2/5, 4 - 1/5, 5 - вышел из Горького, 6 - пришел в Горький. 10 день. Пароход 11 вышел из Астрахани. 1 - пришел в Астрахань, 2 - 4/5, 3 - 3/5, 4 - 2/5, 5 - 1/5, 6 - вышел из Горького. Дальше из Астрахани опять выходит 1 пароход. Всего нужно 11. 1 пароход по дороге из Горького в Астрахань встречает все 10 остальных пароходов. 2-ой - в Горьком, 11-ый - в Астрахани.
Многие образы и имена Нартов, сюжеты в национальных версиях эпоса почти идентичны: Сосруко - у адыгов и абазин, Сасрыква - у абхазов. Сослан (Созруко) - у осетин, Сосрук - у балкарцев, Сосурка - у карачаевцев, Сеска Солса - у чеченцев и ингушей. Сходны имена и ряда других Нартов, например: Ацамаз (осет.), Ашамез (адыг.), Щамаз (абазинск.), Ачамаз (чеч.-ингуш.), Ачемез (карачаево-балкар.). Иногда только в какой-нибудь одной национальной традиции встречается имя того или иного персонажа (напр., у осетин - Сырдон, Уархаг, Ахсар, Ахсартаг, у адыгов - Адиюх, Ахумида. Дзахуш, у абхазов - Цвицв, Нарджхеу, и др.), хотя близкие им по функциям персонажи имеются и в других версиях.
В национальных эпосах Нарты - могучие воины-богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. Существенно отличаются образы Нартов в чечено-ингушском эпосе (сохранившемся фрагментарно). Исследователь Ч. Ахриев считал, что они подразделяются на две группы: высоконравственные нарты (нярты) и злые, коварные орхустойцы. Б. Далгат (его точки зрения придерживаются многие советские исследователи) полагал, что наименования «нярты» и «орстхойцы» («орхустойцы») служат для обозначения одной и той же категории героев. Нарторстхойцы Сеска Солса, Боткий Ширтка, Ачамаз, Хамчи Патарз (Хамчий Патараз, Хамчи Патриж) и др. чаще выступают злокозненными насильниками, совершающими набеги на мирных людей, притесняющими безвинных. Им, пришельцам, противостоят местные герои (Колой Кант, Горжай, Кинда Шоа и др.) - богатыри, занимающиеся главным образом мирным трудом. Однако в ингушских вариантах эпоса иногда нарт-орстхойцы вместе с ними охраняют ингушские земли от врагов, наступающих с равнин; роднятся с местными героями (напр., Сеска Солса выдал свою дочь за Кинда Шоа).
В образе жизни Нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса - от родового строя до зачатков феодализма. В абхазской версии ярче всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью Нартов - из ста братьев и сестры Гунды - возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша, обладающая неограниченным авторитетом (упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает). В осетинской и адыгской версиях мать Нартов Сатана (адыг. Сатаней} также играет важную роль, Нарты пользуются её мудрыми советами, но она ими не верховодит; решения по важным делам принимаются на мужском совете (иихас у осетин, хаса у адыгов) без её участия. В осетинской версии у Нартов, живущих родами (Алагата. Бората, Ахсартагката), проявляются черты военной демократии (Нарты входят в единую боевую дружину)
0 день. Начало отсчета. Пароход 1 вышел из Астрахани.
1 день. Пароход 2 вышел из Астрахани пути.
2 день. Пароход 3 вышел из Астрахани. 1 - 1/2, 2 - 1/4 пути.
3 день. Пароход 4 вышел из Астрахани. 1 - 3/4, 2 - 1/2, 3 - 1/4 пути.
4 день. Пароход 5 вышел из Астрахани. 1 - пришел в Горький,
2 - 3/4, 3 - 1/2, 4 - 1/4 пути.
5 день. Пароход 6 вышел из Астрахани. 1 - вышел из Горького,
2 - пришел в Горький, 3 - 3/4, 4 - 1/2 пути, 5 - 1/4.
6 день. Пароход 7 вышел из Астрахани в Астрахань,
2 - вышел из Горького, 3 - пришел в Горький, 4 - 3/4, 5 - 1/2, 6 - 1/4.
7 день. Пароход 8 вышел из Астрахани в Астрахань,
2 - 1/5, 3 - вышел из Горького, 4 - пришел в Горький.
8 день. Пароход 9 вышел из Астрахани в Астрахань,
2 - 2/5, 3 - 1/5, 4 - вышел из Горького, 5 - пришел в Горький.
9 день. Пароход 10 вышел из Астрахани в Астрахань,
2 - 3/5, 3 - 2/5, 4 - 1/5, 5 - вышел из Горького, 6 - пришел в Горький.
10 день. Пароход 11 вышел из Астрахани. 1 - пришел в Астрахань,
2 - 4/5, 3 - 3/5, 4 - 2/5, 5 - 1/5, 6 - вышел из Горького.
Дальше из Астрахани опять выходит 1 пароход. Всего нужно 11.
1 пароход по дороге из Горького в Астрахань встречает все 10 остальных пароходов. 2-ой - в Горьком, 11-ый - в Астрахани.