1. оказание доврачебной во время занятий культурой; 2. характеристика типовых травм и причины их возникновения. требования к написанию реферата: титульный лист (фамилия и имя обучающегося, класс, дисциплина, тема) содержание с указанием страниц основная часть ( не более 4 печатных страниц текста) заключение ( не менее 3 иллюстраций к теме, собственное мнение по теме)
Причины, при которых возникают травмы, разнообразны и зависят от различных факторов, как внешних, так и внутренних.
К внешним факторам спортивного травматизма относятся:
1. Неправильная организация и недочеты в методике проведения занятий и соревнований. Процент травм от общего количества в этом случае составляет от 55-60% всех повреждений. К неправильной организации можно отнести: проведение занятий с большим числом занимающихся под руководством одного тренера или педагога; проведение занятий с большим числом групп в зале на площадке или катке, нарушение потоков движения, неправильный обгон на велосипеде, отсутствие страховки или неопытность может привести к тяжелым травмам.
2. Ошибки в методике проведения занятий обусловлены и тем, что тренеры и педагоги не всегда придерживаются основных положений: регулярности занятии, постепенности увеличения нагрузки, последовательности обучения и овладения двигательными навыками с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Нередки случаи, когда на занятиях у начинающих физкультурников и, особенно, у детей используют средства и методы тренировки, применяемые у опытных физкультурников, что недопустимо в связи с их недостаточной физической подготовленностью. Важным фактором в профилактике спортивного травматизма является подготовка занимающегося к выполнению предстоящей работы. Разминку не следует рассматривать упрощенно. Под влиянием разминки, мышцы становятся эластичными, связки растянутыми, учащается пульс, усиливается легочная вентиляция и поглощение кислорода, повышается температура тела, повышается возбудимость организма.
3. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, одежды и обуви занимающегося является причиной 15 -25% всех травм. К возникновению травм приводит неровная поверхность футбольного поля и хоккейной площадки, выбоины на беговой легкоатлетической дорожке, мокрый пол в спортивном зале, низкое качество спортивных снарядов и матов. Снаряды перед каждым занятием следует проверять. Причиной травмы может быть и несоответствие одежды и обуви для данного вида спорта или урока физической культуры, особенно в зимний период. Тесная обувь ведет к потертостям, а в зимний период может привести к отморожению. При занятиях на лыжах большое значение имеет качество креплений. Преподавателям физической культуры нельзя допускать к занятиям на лыжах школьников в перчатках, меховых шапках, пальто. Должны быть варежки, спортивные шапочки и куртки.
4. На долю неблагоприятных гигиенических и метеорологических условий в период занятий и соревнований, приходится 2-6% всех травм.
Плохая освещенность площадок и залов является причиной травм, особенно в игровых видах спорта. Повышенная влажность воздуха или высокая температура, дождь, снег, туман, ослепляющие лучи солнца, сильный ветер могут привести к травмам.
5. Нарушение требования врачебного контроля приводит к травмам 4-6%. Для профилактики спортивных повреждений важно, чтобы занимающиеся после заболевания и, особенно после травм не возобновляли преждевременно тренировки. Тренерам, преподавателям и школьным врачам следует следить, чтобы допуск детей к занятиям физической культурой был разрешен спортивным врачом. При несоблюдении рекомендаций врача об ограничении нагрузки может привести к наступлению общего утомления и вызвать травму.
3
6. Недисциплинированность занимающихся приводит к травмам от 5-15%. Большинство травм по причине недисциплинированности случается в игровых видах спорта и единоборствах.
В спортивном травматизме играют роль внутренние факторы. Ряд исследователей (В. К. Добровольский, В. И. Рокитянский, и др.) к внутренним факторам относят:
1. Состояние утомления.
Особенно опасно в этом случае нарушение координации движения, а также уxyдшeние защитных реакций и внимания.
Утомлением называется такое состояние организма, при котором его работо в результате выполнения работы временно снижается. Утомление возникает в организме при различной мышечной деятельности, его возникновение обусловлено неодинаковыми причинами. В одних случаях оно возникает от уменьшения энергетических запасов организма, в других этот фактор не играет никакой роли. Причины утомления сложны и разнообразны.(Розенблан В.В. 1975).
2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.
Перерыв в занятиях ведет к «стиранию» установившегося динамического стереотипа, что может привести к травме. После болезни нарушается координация движений, снижается гибкость, ловкость, скорость движений, это затрудняет выполнение упражнений. Допускать к занятиям можно только с разрешения врача.
3. Недостаточная физическая подготовленность занимающегося к выполнению напряженных или сложно координированных упражнений.
4. Нарушение биомеханической структуры движения.