Михаил ломоносов – любознательный естествоиспытатель, одаренный писатель и мудрейший философ не обошел стороной и такую важную сферу творчества, как изобразительное искусство. он изучал свойства стекла и, пораженный необычайной красотой смальты – цветного стекла, увлекся изготовлением мозаичных полотен. одной из таким способом созданных работ и является знаменитая «полтавская баталия для выкладывания мозаики ученому потребовалась семерых рабочих и художника. нанятый живописец подготовил картонную основу с изображением, так как ломоносов не обладал навыками рисования. но непосредственно саму работу с разноцветными стеклянными кусочками выполнял автор задуманного произведения. результатом стало громадное панно приблизительно в 6,5 метров шириной и в высоту – около 5 метров. изображало оно финальный эпизод сражения полтавской битвы. летним утром 1709 года на левом берегу днепра вспыхнуло противостояние между и шведскими войсками. командовал великий петр i, подвиги которого особенно прославлял м. ломоносов. царь петр представлен зрителям в изумрудном мундире, с саблей в руке, сидящим на вздыбленном скакуне, как бесстрашный полководец. он выехал на поле боя, когда уже очевидна победа войска, но еще присутствует опасность для жизни. дабы уберечь государя от возможной гибели, ему преграждает путь простой солдат. ломоносов нарочно в композиционном центре картины поставил этого солдата, желая показать таким образом значимость народа в битве, его отважный героизм. язык мозаики краткий и ясный. цвета контрастные и глубокие. фоном для насыщенной палитры алых, зеленых и синих мундиров участников сражения служит затянутый дымкой горизонт. полюбоваться грандиозным панно «полтавская баталия» можно в петербургской академии наук.
Вдревности татуировки, ожерелья, браслеты имели магическое значение, ими люди не столько украшали, сколько пытались защитить себя от злых сил и привлечь добрые. и лишь позднее украшения приобрели декоративное значение. но, как и любая личная вещь, они могут много рассказать о своем владельце. сначала люди украшали себя раскрасками и татуировками на теле, затем, с развитием техник обработки различных материалов, появились браслеты, кольца, подвески из дерева, металла, стекла. самым древним и распространенным украшением было ожерелье, браслеты носили на руках, ногах, на пальцах ног, повязки - на поясе и на лбу. в древности человек придавал этим предметам магическое значение: подвески к ожерельям, браслетам были амулетами, или оберегами. они использовались также для определения социального статуса: например, на острове новая гвинея головной убор из перьев попугая имел право носить только вождь. такие вещи, как палочка или кольцо, вставленные в нос, означали, что мужчина прошел обряд инициации. украшения в средние века вплоть до девятнадцатого века были сильным средством социальной дифференциации. подобно обитателям новой гвинеи, представителям «третьего сословия» в европе было запрещено носить определенные фасоны платьев и дорогие украшения. за много тысяч лет формы этих изделий остались неизменными, это те же ожерелья, кольца, браслеты, опять вошли в обиход изделия, вставляемые в тело (пирсинг), а также татуировка. сейчас им не магического значения, их выбор целиком зависит от личных вкусов, поэтому значение украшений сегодня – выражение индивидуального стиля владельца. однако и сейчас их выбор много говорит о личности и социальном статусе владельца. например, недорогие, но художественно исполненные вещи указывают на человека, умеющего ценить красоту, а не стоимость изделия, и не особого значения условностям. пристрастие к дорогим ювелирным изделиям говорит о человеке, желающем прежде всего показать свою значимость в обществе. яркая бижутерия, обильно украшающая владельца, недвусмысленно указывает на человека, стремящегося быть в центре внимания в любой компании. украшения нужны человеку для удовлетворения потребности в красоте, для подтверждения своего статуса в обществе, для выражения своего отношения к окружающим людям.