"Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина? " увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов - "коренной народный наш тип", символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду "лишних людей" - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Но в Обломове типичный комплекс "лишнего человека" доведен до парадокса, до логического конца, за которым - распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия. В романе обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. "Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, - пишет Добролюбов. - Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу.. . Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере - чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится... " Но потому и слуга Захар в известном смысле "барин" над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича - "праздность и покой" - является в такой же мере вожделенной мечтою и Захара. Оба они, господин и слуга, - дети Обломовки. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней". У господского дома тоже с незапамятных времен обвалилась галерея, и крыльцо давно собирались починить, но до сих пор не починили. "Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы - наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам, - заключает Добролюбов. - В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово". "Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, - я уже с первых слов его знаю, что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он - Обломов. Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т. п. , я не сомневаюсь, что он - Обломов. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки. о надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку",- пишет Добролюбов. Так сложилась и окрепла одна точка зрения на роман Гончарова "Обломов", на истоки характера главного героя. Но уже среди первых критических откликов появилась иная, противоположная оценка романа. Она принадлежит либеральному критику А. В. Дружинину, написавшему статью "Обломов", роман Гончарова". Но, по мнению Дружинина, "напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропреходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви".
Краткое содержание Действие I Картина 1. Путивль Князь Игорь, единственный из русских князей, собирает боевую дружину в поход на половцев, чтобы защитить от них родную землю. Народ величает Игоря, его сына Владимира и ратников и желает им победы. Игорь и его дружина выступают в поход. Внезапно темнеет — начинается солнечное затмение. Два ратника, Скула и Ерошка, дезертируют, чтобы перейти на службу к оставшемуся в Путивле Владимиру Галицкому. Картина 2. Половецкий стан Половецкие девушки песнями и плясками пытаются развлечь дочь хана Кончака — Кончаковну. Все ее мысли поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает Кончаковна свидания с ним. Появляется сын Игоря Владимир, страстно влюбленный в Кончаковну. Выясняется, что Игорь не хочет и слышать о свадьбе Владимира, пока они в плену. Кончак же согласен выдать дочь за русского княжича. Князя Игоря гнетут тяжелые думы. Игорь страстно жаждет свободы с тем, чтобы освободить Русь. С нежностью думает он о своей жене Ярославне. Неожиданно к князю подходит Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает Игорю свою в побеге из плена. Но тот отказывается — не пристало русскому князю тайно бежать. Половецкий хан Кончак оказывает Игорю высокие почести как самому дорогому гостю. Он сулит ему освобождение из плена, если тот пообещает впредь не поднимать меча против половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака, не скрывая от него своих намерений: обретя свободу, он вновь соберет дружину и пойдет войной на половцев. Гордость и храбрость русского князя восхищают Кончака. По велению хана пленницы и воины, чтобы развеять мрачные мысли Игоря, занимают его своими плясками, славя могущественного Кончака. Действие II Картина 1. Путивль Окруженный разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти — он хотел бы сослать Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, сесть князем на Путивле. Девушки упрашивают Галицкого освободить их подружку, но тот гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы. Ярославна тревожится, мрачные предчувствия не оставляют ее ни днем ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг нее княжеские раздоры, смута. Даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить на Путивле. Девушки, которых прогнал Галицкий, ищут у княгини защиты от обидчика. Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Призванный княгиней к ответу, Галицкий держится с сестрой вызывающе дерзко, угрожая ей и Игорю. Она стойко сносит все нападки брата и грозит отправить его к отцу. Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь с сыном в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды идут на Русь. Тревожный гул набата возвещает об опасности — к Путивлю приближаются половцы. Бояре и народ сообща противостоят врагу. Картина 2. Половецкий стан Разорив Путивль, с богатой добычей возвращается ханское войско. Половцы величают своего могущественного хана. Узнав о беде, постигшей родную землю, Игорь мечтает о единении князей ради Руси, обращая к ним страстный призыв. Овлур уговаривает Игоря решиться на побег. Кончаковна будит спящий стан. Игорю удается бежать, но его сына Кончаковна удерживает. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончаковна не позволяет тронуть его, а появившийся Кончак повелевает устроить их свадьбу, объявляя Владимира своим зятем. Картина 3. Путивль Плач Ярославны, потерявшей всякую надежду на возвращение Игоря, летит над землей, к Днепру, к солнцу. Этому плачу вторит горестная песня поселян, скорбящих о разоренной и выжженной земле. Неожиданное появление князя и Овлура наполняет радостью сердце Ярославны. Скула и Ерошка глумятся над князем, попавшим в плен. Неожиданная встреча с Игорем ошеломляет их. Чтобы избежать заслуженного наказания, изворотливый Скула предлагает Ерошке первым возвестить о прибытии князя. Народ радостно приветствует князя Игоря и других князей, которые прибыли в Путивль, чтобы вместе с Игорем выступить на защиту Руси.
В романе обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. "Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, - пишет Добролюбов. - Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу.. . Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере - чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится... "
Но потому и слуга Захар в известном смысле "барин" над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича - "праздность и покой" - является в такой же мере вожделенной мечтою и Захара. Оба они, господин и слуга, - дети Обломовки.
Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней". У господского дома тоже с незапамятных времен обвалилась галерея, и крыльцо давно собирались починить, но до сих пор не починили.
"Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы - наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам, - заключает Добролюбов. - В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово".
"Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, - я уже с первых слов его знаю, что это Обломов.
Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он - Обломов.
Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т. п. , я не сомневаюсь, что он - Обломов.
Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки.
о надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки.
Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку",- пишет Добролюбов.
Так сложилась и окрепла одна точка зрения на роман Гончарова "Обломов", на истоки характера главного героя. Но уже среди первых критических откликов появилась иная, противоположная оценка романа. Она принадлежит либеральному критику А. В. Дружинину, написавшему статью "Обломов", роман Гончарова".
Но, по мнению Дружинина, "напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропреходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви".
Действие I
Картина 1. Путивль
Князь Игорь, единственный из русских князей, собирает боевую дружину в поход на половцев, чтобы защитить от них родную землю. Народ величает Игоря, его сына Владимира и ратников и желает им победы.
Игорь и его дружина выступают в поход. Внезапно темнеет — начинается солнечное затмение. Два ратника, Скула и Ерошка, дезертируют, чтобы перейти на службу к оставшемуся в Путивле Владимиру Галицкому.
Картина 2. Половецкий стан
Половецкие девушки песнями и плясками пытаются развлечь дочь хана Кончака — Кончаковну. Все ее мысли поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает Кончаковна свидания с ним. Появляется сын Игоря Владимир, страстно влюбленный в Кончаковну. Выясняется, что Игорь не хочет и слышать о свадьбе Владимира, пока они в плену. Кончак же согласен выдать дочь за русского княжича.
Князя Игоря гнетут тяжелые думы. Игорь страстно жаждет свободы с тем, чтобы освободить Русь. С нежностью думает он о своей жене Ярославне. Неожиданно к князю подходит Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает Игорю свою в побеге из плена. Но тот отказывается — не пристало русскому князю тайно бежать.
Половецкий хан Кончак оказывает Игорю высокие почести как самому дорогому гостю. Он сулит ему освобождение из плена, если тот пообещает впредь не поднимать меча против половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака, не скрывая от него своих намерений: обретя свободу, он вновь соберет дружину и пойдет войной на половцев. Гордость и храбрость русского князя восхищают Кончака.
По велению хана пленницы и воины, чтобы развеять мрачные мысли Игоря, занимают его своими плясками, славя могущественного Кончака.
Действие II
Картина 1. Путивль
Окруженный разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти — он хотел бы сослать Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, сесть князем на Путивле.
Девушки упрашивают Галицкого освободить их подружку, но тот гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы.
Ярославна тревожится, мрачные предчувствия не оставляют ее ни днем ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг нее княжеские раздоры, смута. Даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить на Путивле.
Девушки, которых прогнал Галицкий, ищут у княгини защиты от обидчика. Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Призванный княгиней к ответу, Галицкий держится с сестрой вызывающе дерзко, угрожая ей и Игорю. Она стойко сносит все нападки брата и грозит отправить его к отцу.
Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь с сыном в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды идут на Русь.
Тревожный гул набата возвещает об опасности — к Путивлю приближаются половцы. Бояре и народ сообща противостоят врагу.
Картина 2. Половецкий стан
Разорив Путивль, с богатой добычей возвращается ханское войско. Половцы величают своего могущественного хана.
Узнав о беде, постигшей родную землю, Игорь мечтает о единении князей ради Руси, обращая к ним страстный призыв. Овлур уговаривает Игоря решиться на побег.
Кончаковна будит спящий стан. Игорю удается бежать, но его сына Кончаковна удерживает. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончаковна не позволяет тронуть его, а появившийся Кончак повелевает устроить их свадьбу, объявляя Владимира своим зятем.
Картина 3. Путивль
Плач Ярославны, потерявшей всякую надежду на возвращение Игоря, летит над землей, к Днепру, к солнцу. Этому плачу вторит горестная песня поселян, скорбящих о разоренной и выжженной земле.
Неожиданное появление князя и Овлура наполняет радостью сердце Ярославны.
Скула и Ерошка глумятся над князем, попавшим в плен. Неожиданная встреча с Игорем ошеломляет их. Чтобы избежать заслуженного наказания, изворотливый Скула предлагает Ерошке первым возвестить о прибытии князя.
Народ радостно приветствует князя Игоря и других князей, которые прибыли в Путивль, чтобы вместе с Игорем выступить на защиту Руси.