Ервая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью, напоминая по типу движения, темпу и ритму арию керубино (< < рассказать, объяснить не могу я> > ) из < < свадьбы фигаро> > : связующая партия тематически самостоятельна, отличается волевой активностью и получает широкое развитие в репризе. побочная партия, отделенная от главной и связующей паузой, более спокойна, изящна, несколько изысканна хроматическим интонациям: новая ладовая окраска этой темы (параллельный мажор) , иная фактура, иной тип мелодии (в первой теме после секундовой < < раскачки> > восходящее движение на сексту, здесь же вся тема движется поступенно или хроматически в более узком диапазоне) -- все это придает ей контрастный характер. заключительная партия строится на вычлененном первом секундовом отрезке темы главной партии и утверждает тональность побочной партии ( си-бемоль мажор ). таким образом, заключительная партия обобщает особенности главной и побочной. такова экспозиция первой части симфонии. в начале разработки происходит резкий тональный сдвиг, уменьшенный септаккорд и последующее нисходящее движение терций сразу же переводит музыку в отдаленную тональность ( фа-диез минор в соль-минорной симфонии! ) , в которой начинается развитие темы главной партии. этот тональный сдвиг через < < драматический> > уменьшенный септаккорд создает напряженность развития, интенсивное стремление вернуться к исходной тональности, а отсюда непрерывное и частое модулирование. такая тональная неустойчивость разработки, а также применение приемов полифонии и мотивного вычленения служат средством драматизации и динамизации музыкальной ткани. в разработке использована только тема главной партии, в своем развитии проходящая через обширный круг тональностей ( фа-диез минор, ми минор, ре минор, до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор ). тональная неустойчивость разработки усугубляется еще тем, что в самой теме при окончании каждой фразы происходит ее хроматическое изменение: в первой теме обращает на себя внимание типично моцартовская интонация, заключающая в себе восходящее задержание, музыке особую нежность и ласковость (такты 5--6) (такую же интонацию можно услышать в арии тамино из оперы < < волшебная флейта> > , что указывает на родство моцартовских тем независимо от музыкального жанра.) . все темы этой части (главная, связующая и побочная партии) объединяются характерной фигурой из тридцатьвторых, получающей интенсивное драматическое развитие в разработке. третья часть. в соответствии с содержанием всей симфонии третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру, насыщенную пафосом и страстностью выражения, но на жанровой основе обычного менуэта. вот основная тема менуэта: эта середина оттеняет драматизм крайних частей менуэта с их интенсивным и напряженным развитием (путем мотивного членения, применения имитационно-полифонических приемов, хроматизации средних голосов в заключительных тактах) . следовательно, здесь произошло перерождение традиционного менуэта в такую часть симфонического цикла, которая по своему образному содержанию органически включается в драматургию всего произведения. финал по своим художественным качествам не уступает предыдущим частям, а в конструктивном отношении имеет много общего с первой частью, от которой как бы перекидывается < < арка> > к финалу. такой финал делает всю драматургию симфонии законченной и целостной как в образно-смысловом отношении, так и по форме. финал написан в сонатной форме (из четырех частей цикла три части написаны в сонатной форме) . главная партия состоит из двух контрастных элементов; первый исполняется одними струнными piano, второй -- всем оркестром forte
Сравнение сравнение это умственная операция, состоящая в установлении сходства и различия между отдельными предметами или явлениями реального мира.
когда человек наблюдает два предмета, волей или неволей он начинает замечать то, в чем эти предметы похожи или в чем они различаются. внешне простая, эта операция включает в себя ряд сложных элементов. не бывает "сравнения вообще", оно всегда зависит от того, какие именно свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными, что нас интересует. в зависимости от ситуации, от наших потребностей (порой весьма тонких) бывают разные основания сравнения.
пример. есть четыре человека. трое из них интересуются книгами, четвертый нет. первый интересуется книгами постольку, поскольку он интересуется, скажем, научной фантастикой. встречая какую-нибудь книгу, он обращает внимание на те детали, которые могут показать, что она относится именно к научной фантастике. на обложке можно встретить фамилию знакомого автора, если автор неизвестен, тогда название произведения или характерное оформление обложки может выдать принадлежность книги к тому или иному жанру. поэтому, встречая две книги, любитель фантастики будет сравнивать их между собой по авторам, названиям, оформлению. и, даже не заглядывая внутрь, может отдать предпочтение той или иной книги.
другой человек тоже интересуется книгами, но интерес его профессиональный: он занимается издательской деятельностью. такой человек, скорее всего, будет сравнивать книги между собой по другим основаниям: качеству бумаги, способам оформления обложки, размерам книги и еще каким-нибудь техническим характеристикам.
третий человек не любит читать, но при этом любит кичиться своей библиотекой. основной критерий для сравнения книг у него: насколько дорогая, презентабельная и пафосная обложка.
четвертый человек совсем не интересуется книгами, по крайней мере их бумажными вариантами. если он и читает книги, то только с экрана компьютера или мобильного устройства. бумажные книги не занимают практически никакого места в жизни этого человека. и поэтому, что интересно и важно, основания для сравнения книг между собой временны и неустойчивы: сегодня две книги кажутся схожими/различными из-за цвета, завтра они сравниваются по размеру, послезавтра по году издания и т.д..
операция сравнения осуществляется или непосредственно, или опосредованно. когда мы воспринимаем два предмета непосредственно, мы используем непосредственное сравнение. в противном случае мы используем опосредованное сравнение. при опосредованном сравнении мы можем использовать умозаключения, опирающееся на косвенные признаки.
опосредованное сравнение вообще опирается на всю мощь нашего интеллекта, в качестве "посредника" при сравнении может быть использовано и, например, воображение, и наглядные действия. ребенок не может узнать, стал ли он выше, сравнивая непосредственно себя настоящего и себя прежнего (например месяц назад). однако он может воспользоваться наглядным трюком и отмечать свой рост на дверном косяке. и тогда по отметкам он сможет выяснить желаемую информацию.
строго говоря, в природе вообще нет двух одинаковых предметов. различаются между собой два любых камня, различаются небесные светила, нет двух абсолютно одинаковых птиц или насекомых. надо полагать, даже двух одинаковых атомов или электронов не существует. одинаковыми делает предметы наше мышление. для этого, собственно, и существует операция сравнения.
более того, человеческий разум придумал объекты, всегда одинаковые, при любых обстоятельствах. речь, конечно, идет о - исключительно выдуманных - объектах. так в все равносторонние треугольники с длиной стороны в 7 сантиметров всегда равны друг другу.
операция сравнения исключительно важна для работы психики. и в любом сравнении, как мы уже говорили, лежит то или иное основание, те или иные существенные признаки. интересно то, что в операции сравнения имеются индивидуальные отличия не только по основаниям, но и по алгоритму сравнения.
когда человек наблюдает два предмета, волей или неволей он начинает замечать то, в чем эти предметы похожи или в чем они различаются. внешне простая, эта операция включает в себя ряд сложных элементов. не бывает "сравнения вообще", оно всегда зависит от того, какие именно свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными, что нас интересует. в зависимости от ситуации, от наших потребностей (порой весьма тонких) бывают разные основания сравнения.
пример. есть четыре человека. трое из них интересуются книгами, четвертый нет. первый интересуется книгами постольку, поскольку он интересуется, скажем, научной фантастикой. встречая какую-нибудь книгу, он обращает внимание на те детали, которые могут показать, что она относится именно к научной фантастике. на обложке можно встретить фамилию знакомого автора, если автор неизвестен, тогда название произведения или характерное оформление обложки может выдать принадлежность книги к тому или иному жанру. поэтому, встречая две книги, любитель фантастики будет сравнивать их между собой по авторам, названиям, оформлению. и, даже не заглядывая внутрь, может отдать предпочтение той или иной книги.
другой человек тоже интересуется книгами, но интерес его профессиональный: он занимается издательской деятельностью. такой человек, скорее всего, будет сравнивать книги между собой по другим основаниям: качеству бумаги, способам оформления обложки, размерам книги и еще каким-нибудь техническим характеристикам.
третий человек не любит читать, но при этом любит кичиться своей библиотекой. основной критерий для сравнения книг у него: насколько дорогая, презентабельная и пафосная обложка.
четвертый человек совсем не интересуется книгами, по крайней мере их бумажными вариантами. если он и читает книги, то только с экрана компьютера или мобильного устройства. бумажные книги не занимают практически никакого места в жизни этого человека. и поэтому, что интересно и важно, основания для сравнения книг между собой временны и неустойчивы: сегодня две книги кажутся схожими/различными из-за цвета, завтра они сравниваются по размеру, послезавтра по году издания и т.д..
операция сравнения осуществляется или непосредственно, или опосредованно. когда мы воспринимаем два предмета непосредственно, мы используем непосредственное сравнение. в противном случае мы используем опосредованное сравнение. при опосредованном сравнении мы можем использовать умозаключения, опирающееся на косвенные признаки.
опосредованное сравнение вообще опирается на всю мощь нашего интеллекта, в качестве "посредника" при сравнении может быть использовано и, например, воображение, и наглядные действия. ребенок не может узнать, стал ли он выше, сравнивая непосредственно себя настоящего и себя прежнего (например месяц назад). однако он может воспользоваться наглядным трюком и отмечать свой рост на дверном косяке. и тогда по отметкам он сможет выяснить желаемую информацию.
строго говоря, в природе вообще нет двух одинаковых предметов. различаются между собой два любых камня, различаются небесные светила, нет двух абсолютно одинаковых птиц или насекомых. надо полагать, даже двух одинаковых атомов или электронов не существует. одинаковыми делает предметы наше мышление. для этого, собственно, и существует операция сравнения.
более того, человеческий разум придумал объекты, всегда одинаковые, при любых обстоятельствах. речь, конечно, идет о - исключительно выдуманных - объектах. так в все равносторонние треугольники с длиной стороны в 7 сантиметров всегда равны друг другу.
операция сравнения исключительно важна для работы психики. и в любом сравнении, как мы уже говорили, лежит то или иное основание, те или иные существенные признаки. интересно то, что в операции сравнения имеются индивидуальные отличия не только по основаниям, но и по алгоритму сравнения.