32. Есіл, Сырдария және Жайық өзендері еліміздің аумағынан өте- ді және олардың жалпы ұзындыгы сәйкесінше 2528 км, 2219 км, 2450 км. Ор өзеннің ұзындығы қандай? Өзендердің ұзындықтарын қос теңсіздік жазын салыстырыңдар,
Решение. За 1 минуту происходит следующее. Паровоз короткого поезда проезжает мимо длинного поезда, а затем весь короткий поезд проезжает мимо паровоза длинного поезда, то есть паровоз короткого поезда проезжает суммарную длину обоих поездов со скоростью, равной сумме скоростей этих поездов. Поэтому можно вначале найти суммарную длину обоих поездов (1500 м), затем разделить ее на время (на 1 минуту), а затем от полученной скорости 1500 м/мин отнять скорость второго поезда (60 км/час, или 1000 м/мин).ответ: 500 м/мин.
Абай Кунанбаев - выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической литературы.
Время Абая – сложное и неспокойное. Вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. И все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной литературы. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, основоположником которой явился Абай Кунанбаев. Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан - воспитывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит внимательный, проницательный).
Начальное образование Абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. Семипалатинске. Религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую русскую приходскую школу. Подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юного Абая. К сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней Абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу — все эти замечательные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К нему обращались за за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.
Такая популярность Абая не нравилась противникам нового, русским чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим Абая за его демократические убеждения и просветительскую деятельность. На него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле Абая, полиция запретила ему встречаться с русскими политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.
Все это причиняло Абаю душевную боль. К тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социальным и нравственным угнетением.
Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его талантливый, образованный сын Абдрахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.
Затем на него обрушился еще один удар судьбы — смерть другого сына, талантливого поэта — Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.
Отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом.
Поэзия Абая — это громадный шаг казахской литературы к реалистическому изображению жизни. В поэзии Абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.
В пору своего творческого расцвета Абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут слу-жить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь - пред-дверие зимы...», «Зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реалистической поэзии.
Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.
Абай Кунанбаев - выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической литературы.
Время Абая – сложное и неспокойное. Вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. И все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной литературы. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, основоположником которой явился Абай Кунанбаев. Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан - воспитывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит внимательный, проницательный).
Начальное образование Абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. Семипалатинске. Религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую русскую приходскую школу. Подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юного Абая. К сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней Абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу — все эти замечательные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К нему обращались за за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.
Такая популярность Абая не нравилась противникам нового, русским чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим Абая за его демократические убеждения и просветительскую деятельность. На него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле Абая, полиция запретила ему встречаться с русскими политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.
Все это причиняло Абаю душевную боль. К тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социальным и нравственным угнетением.
Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его талантливый, образованный сын Абдрахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.
Затем на него обрушился еще один удар судьбы — смерть другого сына, талантливого поэта — Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.
Отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом.
Поэзия Абая — это громадный шаг казахской литературы к реалистическому изображению жизни. В поэзии Абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.
В пору своего творческого расцвета Абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут слу-жить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь - пред-дверие зимы...», «Зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реалистической поэзии.
Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.