Во что верили славяне, чему они поклонялись? В чем была мудрость ихмировоззрения? На эти вопросы можно найти ответы в книгах, представленных на выставке,подготовленной отделом читальных залов ко Дню славянской письменности и культуры.Тема «Верования древних славян» относится к языческому периоду истории Руси,который начался в далеком необозримом и продолжался до принятияхристианства, 988 года н.э.«Языческие представления древних людей тесно связывали человека с природой.Язычник воспринимал мир как живое существо, такое же, как и он сам. Следствием этогобыло одушевление природы, олицетворение вещей и явлений, перенос на природныеобъекты человеческих или животных свойств. При такого одушевления природылюди пытались объяснить, почему происходят те или иные процессы, и так рождались мифы– мифы о богах и духах, управляющих миром и постоянно воздействующих на человека.»( Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М., 2001).Таким образом, мировоззрение славян, их осмысления и понимания мираотражены в русской мифологии.Мифологические тексты не сохранились, но ученые восстанавливают сведения одревнерусской мифологии, изучая летописи, фольклор, этнографию и другие источники.В процессе развития человека менялось и его осмысление мира. В. В. Шуклин, автормногих книг по русской мифологии, выделяет три этапа ее развития: «от почитаниябезликих «живых» сил к их персонификации и обожествлению. Первоначально людипочитали сами стихии и предметы природы: солнце, дождь, ветер, родники, деревья, камни.Столь же уважительно они относились к своим пращурам. В случае необходимости людиобращались за и поддержкой к стихиям и пращурам, а не к покровителям,хозяевам небесного, земного и подземного миров… При персонификации отделение «живой» силы от ее носителя и выражение ее в виде зооморфногоили антро существа... Появляются мифические персонажи, воплощающиестихии мироздания, календарные сроки, «труды и дни» человека, его судьбу, психическиесостояния, болезни: Авсень, Масленица, Домовой… Обожествление и появление сонмаособо почитаемых богов стало высшим этапом развития мифологии…». Самыми основными темами мифов являются поклонение богам: Перуну, Велесу,Даждьбогу, Сварогу, Хорсу, Яриле, Стрибогу, Роду и другим («высшая мифология»), атакже вера в неведомую и нечистую силу: Домового, Хлевника, Овинника, Банника,Лешего, Водяного, Русалок, Кикимор и других («низшая мифология»).…и приступили они к идолам,и начали поклоняться молнии и грому, и солнцу и луне,а другие Перуну, Хорсу, вилам и Мокоши,упырям и берегиням… Из славянской мифологии«Верховные боги так называемой высшей славянской мифологии олицетворялиглавные природные стихии и выступали в качестве покровителей хозяйства, как боги-родоначальники: сначала это бог грозы и молнии, а позже оружия и присяги Перун;солнечные божества Даждьбог, Хорс; старый бог и бог ветров Стрибог; божество женскогоначала природы, плодородия и женских работ Мокошь; бог-родоначальник Род; богзагробного мира, поэзии, скотоводства и богатства Велес и другие.» (Белякова Г. С.Славянская мифология. М., 1993). Воплощением образов богов были идолы – скульптуры издерева или камня, к которым по особым случаям обращались древние люди.«Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит…».А. С. Пушкин«Если власть богов распространялась, по языческим понятиям, на весь свет, тосущества «низшей мифологии» хозяйничали на ограниченных участках. Домовой запределами «своего» дома никакой силой почти что не обладал; ни леший, ни водяной непокидали своих владений… К великим богам люди обращались по весьма серьезнымповодам, по особым праздничным дням, коллективно, торжественно. А с неведомой инечистой силой они имели дело каждодневно, о ней нельзя было забывать, отношениями сней была пронизана вся их повседневная жизнь… Человек должен был владеть искусствомобхождения с хозяевами: предугадывать их поведение, уметь предотвращать опасность.Постепенно сложилась непростая система «общения» человека с неведомой и нечистойсилой – через специальные обряды, заговоры и заклинания, гадания, употребление особыхпредметов-оберегов.» (Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах. СПб., 1999). Кроме веры в богов, в неведомую и нечистую силу, авторы многих книграссматривают и другие области мировосприятия славян: их отношение к человеческой жизни (рождению, жизненному пути, любви, браку…), пространству (небу, земле…),времени (дню, ночи, месяцу…), стихиям мироздания (огню, воздуху, воде), быту(жилищу, одежде…).Старым людям на послушанье, а молодым людям для памяти Книги по данной теме позволят вам изучить далекое наших предков,побывать в загадочном и увлекательном мире русской старины
По второму заданию: 1) рисуете отрезок 8 см, он является единичным, т,е 0 в начале и 1 в конце. Отмечаете точки 3 см - 3/8 и 5 см - это 5/8 2) отрезок длиной 10 см, на 0 (начало) - ставите 0, на 5 см ставите 1, на 10 см - 2, проставим точки: 7/5 это точка 7 см, 2/5 точка 2 см 3) отрезок длиной 12 см. На точках отрезка 0 ставите 0, на 4 см -1, на 8 см - 2, на 12 см - 3 Отметим заданные точки: на 9 см - 9/4, на 3см - 3/4 4) рисуем отрезок 20 см: 0 - 0, 10 см -1, 20 см - 2 Проставим точки: 3/10 - это точка 3 см от начала, 13/10 - это точка 13 см от начала отрезка.
7/8>3/4 = 6/8
6/11=36/66=36/66
По второму заданию:
1) рисуете отрезок 8 см, он является единичным, т,е 0 в начале и 1 в конце. Отмечаете точки 3 см - 3/8 и 5 см - это 5/8
2) отрезок длиной 10 см, на 0 (начало) - ставите 0, на 5 см ставите 1, на 10 см - 2, проставим точки: 7/5 это точка 7 см, 2/5 точка 2 см
3) отрезок длиной 12 см. На точках отрезка 0 ставите 0, на 4 см -1, на 8 см - 2, на 12 см - 3
Отметим заданные точки: на 9 см - 9/4, на 3см - 3/4
4) рисуем отрезок 20 см: 0 - 0, 10 см -1, 20 см - 2
Проставим точки: 3/10 - это точка 3 см от начала, 13/10 - это точка 13 см от начала отрезка.