Обработка древесины - одно из наиболее древних ремесел. Инструмент и приемы обработки древесины широко известны. Приемы обработки дерева при постройке авиационных моделей очень многообразны: это раскалывание, точение, строгание, фанерование, долбление, сверление, гнутье, склеивание и др. Незнание элементарных приемов обработки и наладки инструмента вызывает излишние трудности в работе и подчас даже отбивает желание работать. Можно заметить, как начинающий моделист, пользуясь тупой пилой, долго трудится и, не получив желаемых результатов, раскалывает доску вдоль слоя топором или ножом. Часто это приводит к порче детали. Получаемые при этом остатки материала, как правило, нельзя использовать, и они теряют свою ценность. Работа острым, исправным и соответствующим своему назначению инструментом всегда эффективна и не требует больших физических усилий. Обрабатывать древесину можно вручную, с применением механизированных инструментов и на станках. Для обработки деревянных деталей применяют столярный, а также специальный модельный инструмент. Каждому моделисту необходимо иметь набор столярного инструмента, а в модельных мастерских, кроме того, должны быть небольшие деревообрабатывающие станки Разметка и разметочный инструмент Прежде чем начинать обработку детали, нужно разметить заготовку. От правильности и точности разметки во многом зависит качество детали. Даже небольшие ошибки в нанесении разметочных линий могут повлечь за собой непоправимый брак. Несмотря на кажущуюся простоту этой работы и несложность применяемого инструмента, необходимо быть очень внимательным, а по окончании разметки тщательно проверить сделанные построения. Для проведения линий в столярном деле применяют рейсмас, чертилку и циркуль с остро заточенными ножками. При изготовлении же летающих моделей эти инструменты используют реже, так как они глубоко надрезают поверхность деталей, значительно уменьшая их прочность. Следует иметь в виду, что на гладких поверхностях, предназначенных для полирования или покрытия нитролаками, от этих инструментов остаются глубокие, трудно устранимые следы. Для проведения линий при разметке лучше всего пользоваться простым графитовым карандашом. Для разметки деталей из твердых пород дерева применяются карандаши ТМ, Т, 2Т и ЗТ, для мягких пород, например, для липы или ели - карандаши М. Для разметки применяется следующий инструмент. Линейка металлическая или деревянная с миллиметровыми делениями служит для измерения и откладывания размеров. При разметке также можно пользоваться складным метром или стальной рулеткой, для размеров менее 100 мм - штангенциркулем. Угольник металлический служит для разметки прямых углов и их проверки. Правильность таких угольников проверяется сличением их с контрольным угольником. Если контрольного угольника нет, то на ровной доске с прямой кромкой проводят по угольнику линию, затем угольник поворачивают на другую сторону и проводят рядом с первой линией вторую. Если линии получились параллельными, угольник верен. Малка служит для откладывания углов и их проверки. Устанавливают малку на желаемый угол с транспортира или угломера. Рейсмас служит для нанесения линий, параллельных кромке.
Решение основано на формуле пути:
S=v•t
Пусть место встречи велосипедистов будет пункт Р, а скорость велосипедиста, выехавшего из пункта А =v км/мин
Расстояние, которое он проехал из пункта А до пункта Р, равно S₁=v•24 км
От пункта Р этот велосипедист проехал до В расстояние, равное S₂=v•36 км
Это же расстояние (т.е. S₂) от пункта В до пункта Р второй велосипедист проехал за 24 минуты.
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время
Скорость второго велосипедиста
S₂:24 км/мин, т.е. v•36:24= 1,5 v км/мин
От пункта Р до пункта А ему осталось проехать еще S₁, т.е. v•24 км
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость
t=S₁:v2=v•24:1,5v= 16 минут.
Всё расстояние от В до А второй велосипедист проехал за
24+16=40 минут.