Изобразительное искусство и ваяние как вид искусства используются человеком с древнейших времен. Во время археологических раскопок в Египте было найдено немало наскальных и прочих рисунков, мастерски исполненных древнеегипетскими художниками. Заметим, что искусство рисования и изображения рисунков и узоров на камне использовались людьми задолго до появления письменности и клинописания. Отсюда сам собой напрашивается вывод о том, что изобразительное искусство использовалось человеком в первую очередь для фиксирования тех или иных событий, их передачи последующим поколениям. В более позднее время многие теперь уже известные и неизвестные художники писали портреты великих людей своего времени, благодаря чему у нас спустя многие века есть возможность судить о внешности этих людей, знать о деталях их внешнего вида, а также косвенно делать предположения о характере этих людей. Нередко художники, скульпторы и ваятели создавали рисунки и памятники, запечатлявшие массовые сцены, в которых участвовало множество людей и даже животных - и опять же, таким образом авторы этих произведений изобразительного искусства передавали последующим поколениям разную ценную информацию о конкретных людях и событиях. Нередко целью художников становилось желание увековечить память о тех или иных известных и значимых людях или событиях.
Учебная программа «Уроки здоровья» и тематическое планирование к ней были разработаны в рамках выполнения программы «Здоровье и образование» в Нижегородском институте развития образования. Идея создания интегрированного курса, который бы, с одной стороны, объединял знания о безопасном поведении, а с другой — позволял решать задачи формирования у учащихся представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на наш взгляд, позволяет без увеличения учебной нагрузки средствами одного предмета решать как задачи профилактического образования в области безопасного поведения школьников, знакомить их с основами здорового образа жизни, формировать у них устойчивые модели соответствующего поведения, так и задачи воспитания мировоззренческо-ценностных ориентиров их поведения в природной и социальной среде. Необходимость присутствия такого курса уже на начальной ступени образования как в городских, так и в сельских школах очевидна и подтверждается потребностями современной жизни и удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети. Не менее проблемные данные известны и по состоянию общего здоровья детей и школьников.
Разработанный нами учебный курс может быть рекомендован для начальной ступени прежде всего тех школ, которые работают в рамках программ «Здоровье и образование», а также для классов коррекции, и в начальных классах сельских школ, прежде всего для малокомплектных школ.
Структура программы и учебного курса ориентирована на школьников начального периода обучения. Главная авторская идея базируется на так называемых «основных свойствах живого», позволяющих выстроить принципы и правила здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения в природной и социальной среде. Содержание уроков направлено на объединение биологического, психического, социального и духовно-нравственного в человеке, решая как чисто образовательные, так и воспитательные задачи. Интеграция в одном курсе основных направлений трех предметов («уроки здоровья», «ОБЖ» и естественные дисциплины) позволяет также сформировать у учащихся начальных классов представления не только о единой картине окружающего мира, но и о своем месте в нем, единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни.
Новым в этом курсе является стремление отказаться от широкого использования на уроках метода «запугивания», или «устрашения», как совершенно неэффективного для школьников этого возрастного периода, однако широко используемого в программах других авторов. С этой целью мы предлагаем учителю использовать на уроках только деятельностный подход, что и позволяет реализовать новую образовательную методику – накопление учениками опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни. Программа предлагает выстроить уроки на основе интерактивных форм обучения. Это – широкое использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов групповой работы. В этом контексте стремление к здоровью у ребенка становится естественной потребностью, а не результатом следования целому ряду запретов.
Изобразительное искусство и ваяние как вид искусства используются человеком с древнейших времен. Во время археологических раскопок в Египте было найдено немало наскальных и прочих рисунков, мастерски исполненных древнеегипетскими художниками. Заметим, что искусство рисования и изображения рисунков и узоров на камне использовались людьми задолго до появления письменности и клинописания. Отсюда сам собой напрашивается вывод о том, что изобразительное искусство использовалось человеком в первую очередь для фиксирования тех или иных событий, их передачи последующим поколениям. В более позднее время многие теперь уже известные и неизвестные художники писали портреты великих людей своего времени, благодаря чему у нас спустя многие века есть возможность судить о внешности этих людей, знать о деталях их внешнего вида, а также косвенно делать предположения о характере этих людей. Нередко художники, скульпторы и ваятели создавали рисунки и памятники, запечатлявшие массовые сцены, в которых участвовало множество людей и даже животных - и опять же, таким образом авторы этих произведений изобразительного искусства передавали последующим поколениям разную ценную информацию о конкретных людях и событиях. Нередко целью художников становилось желание увековечить память о тех или иных известных и значимых людях или событиях.
Разработанный нами учебный курс может быть рекомендован для начальной ступени прежде всего тех школ, которые работают в рамках программ «Здоровье и образование», а также для классов коррекции, и в начальных классах сельских школ, прежде всего для малокомплектных школ.
Структура программы и учебного курса ориентирована на школьников начального периода обучения. Главная авторская идея базируется на так называемых «основных свойствах живого», позволяющих выстроить принципы и правила здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения в природной и социальной среде. Содержание уроков направлено на объединение биологического, психического, социального и духовно-нравственного в человеке, решая как чисто образовательные, так и воспитательные задачи. Интеграция в одном курсе основных направлений трех предметов («уроки здоровья», «ОБЖ» и естественные дисциплины) позволяет также сформировать у учащихся начальных классов представления не только о единой картине окружающего мира, но и о своем месте в нем, единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни.
Новым в этом курсе является стремление отказаться от широкого использования на уроках метода «запугивания», или «устрашения», как совершенно неэффективного для школьников этого возрастного периода, однако широко используемого в программах других авторов. С этой целью мы предлагаем учителю использовать на уроках только деятельностный подход, что и позволяет реализовать новую образовательную методику – накопление учениками опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни. Программа предлагает выстроить уроки на основе интерактивных форм обучения. Это – широкое использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов групповой работы. В этом контексте стремление к здоровью у ребенка становится естественной потребностью, а не результатом следования целому ряду запретов.