А) Хайуанаттар бағының ересектерге арналған кіру билеті а тең- ге, балалар билеті b теңге тұрады. Хайуанаттар бағына келген от- басының құрамында үш бала, екі ересек адам болса, қанша теңге төлеу керек?
Это одна из взаимосвязанных задач. Вот все задачи (иначе данную не решить, не хватает условий) :
Реши взаимосвязанные задачи: №1. Для мытья посуды и уборки столовой нужно 6 человек, причем для мытья посуды нужно в два раза меньше ребят, чем для уборки столовой. Сколько нужно ребят для мытья посуды?
№2. За 15 минут можно вымыть 23 обеденных прибора. После обеда их осталось 92. Можно ли вымыть их за 45 минут, если работать с такой же скоростью (мыть такое же число тарелок каждую минуту)?
№3. Успеют ли ребята к началу тренировки, если посуду они начали мыть в 13 ч 15 мин., дорога в клуб занимает 15 мин., переодевание-10 мин., а тренировка начинается в 14 ч 30 мин.?
№4. От школы до спортивного клуба 750 м. Обычно ребята идут туда со скоростью 50 м/мин. С какой скоростью им надо двигаться сегодня, чтобы успеть к началу тренировки?
Решение :
№1. 1 часть - для посуды 2 части - для столовой 6 чел. - всего
1) 1 + 2 = 3 части - всего 2) 6 : 3 = 2 чел. = 1 часть (или для посуды). ответ: для мытья посуды нужно 2 человека.
№2. 1) 92 : 23 = 4 раза - по 15 мин. нужно, чтобы помыть всю посуду 2) 15 * 4 = 60 мин. = 1 ч - нужно, чтобы вымыть всю посуду 60 мин. > 45 мин. ответ: не успеют вымыть всю посуду за 45 мин.
№3. 1) 13 ч 15 мин. + 1 ч = 14 ч 15 мин. - закончили мыть посуду и вышли из школы на тренировку 2) 14 ч 15 мин. + 15 мин. (на дорогу) + 10 мин. (на переодевание) = 14 ч 40 мин. - могут начать тренировку 3) 14 ч 40 мин. - 14 ч 30 мин. = 10 мин. - опоздание ответ : на тренировку ребята не успеют, опоздают на 10 мин.
№4. Из задачи №3 видно, что ребята закончили мыть посуду и вышли из школы в 14 ч 15 мин., а начало тренировки в 14 ч 30 мин. 1) 14 ч 30 мин. - 14 ч 15 мин. = 15 мин. - на дорогу и переодевание 2) 15 мин. - 10 мин. (переодевание) = 5 мин. - остаётся на дорогу 3) 750 : 5 = 150 м/мин. - с такой скоростью нужно двигаться ребятам, чтобы успеть на тренировку.
ненан мотт-нохчийн мотт! х1ун хир ду дуьненахь хьол мерза, деза? дуьненах уггаре баккхийчу тамашех цхьаъ мотт бу. кхидолчу дийнатех къасточу билгалонех коьртаниг а мотт бу. ма-дарра аьлча, дийриг а мотт бу.
дуьненах дехачу х1ора къомана а шен мотт белла далла. шен ненан маттаца кхуьуш ю къоман культура, , искусство. ала деза, къоман уггаре а еза, уггаре а сийлахь хазна ю оцу къоман мотт. буьйцучу маттаций бен цхьа а х1ума дийца йиш яц вайн, цхьана а х1уманах лаьцна х1умма а ала а, дийца а таро хир яцара, буьйцуш болу аьзнийн мотт ца хилча. мотт- иза къоман са, куьзга ду, массочу х1уманан а бух бу. цуьнца доьзна ду халкъан дерриге а дахар: уьйраш, болх, гергарло, хазахетар, халахетар, сий, яхь, хьекъал, кхетам. халкъан кица дало лаьа суна кхузахь: « мотт бу-къам ду, мотт бац-къам дац». сецна бакъ ду, мотт вай лар ца бахь, цуьнан сий ца дахь, вай къоман сий дужур ду.
вай нохчий ду. веза-воккхачу далла кхоьллина вай нохчий: цо делла вайна нохчийн сибат; цо делла вайна нохчийн г1иллакхаш, ламасташ; цо белла вайна нохчийн мотт! со йинчу, х1ара дерриг а дуьне вайна совг1атанна деллачу, вайн цхьаъ бен йоцчу, кхин хилла йишйоцчу сан ненан мотт-х1ун хир ду цул деза, цул сийлахь,цул хьоме? ! нохчийн мотт –вайн къоман аз ду, вайн къоман илли ду, вайн къомон назма ю. ненан матто вай 1амадо даймохк беза. цо 1амадо вайна дуьненан а, а хазалла йовза.
дуьйцийла йоццуш, шен мотт ца хуу стаг даима юьхь1аьржа хир ву, шен къоман хьалха хилла ца 1аш, кхечу къаьмнашна хьалха а, х1унда аьлча цунна евзар яц къоман синан к1оргенаш, бевзар бац цо луш болчу кхачанан чам. муьлхха а стаг цу хьолехь хилар, яхь цахилар, ледара хилар ду. иштта ца хила, суна хетарехь, йохье а дуьйлуш, 1амо беза вай вайн дайша, наноша хьост санна, ларбеш, ц1ена латтийна вешан ненан мотт. наггахь хеза вайна: «иза вовшех кхеттал бийца хиъча а тоьар дара», - олуш. ма - дарра аьлча, и стаг шен къомах цавашар ду. иза д1адахнарг а, хиндерг а доцу стаг ву. цу докъазаллах дала лардойла вай!
Реши взаимосвязанные задачи:
№1. Для мытья посуды и уборки столовой нужно 6 человек, причем для мытья посуды нужно в два раза меньше ребят, чем для уборки столовой. Сколько нужно ребят для мытья посуды?
№2. За 15 минут можно вымыть 23 обеденных прибора. После обеда их осталось 92. Можно ли вымыть их за 45 минут, если работать с такой же скоростью (мыть такое же число тарелок каждую минуту)?
№3. Успеют ли ребята к началу тренировки, если посуду они начали мыть в 13 ч 15 мин., дорога в клуб занимает 15 мин., переодевание-10 мин., а тренировка начинается в 14 ч 30 мин.?
№4. От школы до спортивного клуба 750 м. Обычно ребята идут туда со скоростью 50 м/мин. С какой скоростью им надо двигаться сегодня, чтобы успеть к началу тренировки?
Решение :
№1.
1 часть - для посуды
2 части - для столовой
6 чел. - всего
1) 1 + 2 = 3 части - всего
2) 6 : 3 = 2 чел. = 1 часть (или для посуды).
ответ: для мытья посуды нужно 2 человека.
№2.
1) 92 : 23 = 4 раза - по 15 мин. нужно, чтобы помыть всю посуду
2) 15 * 4 = 60 мин. = 1 ч - нужно, чтобы вымыть всю посуду
60 мин. > 45 мин.
ответ: не успеют вымыть всю посуду за 45 мин.
№3.
1) 13 ч 15 мин. + 1 ч = 14 ч 15 мин. - закончили мыть посуду и вышли из школы на тренировку
2) 14 ч 15 мин. + 15 мин. (на дорогу) + 10 мин. (на переодевание) = 14 ч 40 мин. - могут начать тренировку
3) 14 ч 40 мин. - 14 ч 30 мин. = 10 мин. - опоздание
ответ : на тренировку ребята не успеют, опоздают на 10 мин.
№4.
Из задачи №3 видно, что ребята закончили мыть посуду и вышли из школы в 14 ч 15 мин., а начало тренировки в 14 ч 30 мин.
1) 14 ч 30 мин. - 14 ч 15 мин. = 15 мин. - на дорогу и переодевание
2) 15 мин. - 10 мин. (переодевание) = 5 мин. - остаётся на дорогу
3) 750 : 5 = 150 м/мин. - с такой скоростью нужно двигаться ребятам, чтобы успеть на тренировку.