Автор осуждает бездействие, смирение и лень, трусость, уныние и пессимистичное отношение ко всему, слабость и отсутствие силы воли, надежду на то, что кто-то сделает всё за вас. Главная мысль рассказа "Кавказский пленник"-это то, что никогда нельзя терять надежду, веру в себя, чувство достоинства и гордость, оставаясь человеком в любой ситуации. Жить свободным-это желание любого человека, уважение к другим, как и самоуважение-это благородные качества. Идея рассказа-это дружба и между людьми, народами.
Суть: о чем?
В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.
Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.
Финны считают источником благополучия своей страны самовоспроизводящиеся системы — леса и людей. В Московской области только за последние 60 лет площадь лесов, приходящихся на одного жителя, сократилась в 7 раз. На одного жителя крупного города необходимо иметь в среднем до 200 м2 зеленых насаждений, на жителя среднего по размерам города — вдвое меньше, на жителя райцентров и поселков — 50 м2
(мәсәл)
Озак ятты чүплекләрдә ул таяк,
Типте аны уңга-сулга күп аяк.
Инде черим, инде бетәм шунда, дип,
Кайгыланды, хәсрәтләнде ул таяк.
Ә бит бер-бер эшкә ярар идем, дип,
Инде берсе казык кагар иде бит
Ахыр чиктә, аптыраса, йөдәсә!..
Бар дөньясын сүкте шулай бу таяк.
Көнең уйлап, төнең уйлап тилмерсәң,
Һәр типкәннең колак итен кимерсәң.
Чыдый алмас берәр "алла" эндәшер:
Чурту, дияр, әйт теләгең, әй, таяк!
Әйтмичә ни! Әйтте таяк. Ахырда
Күзе төште бер крчыкных бахырга,
Алып кайтып себеркесен саплады.
Әй куанды. әй сөенде соң таяк!
Шатлыгыннан шартлар чиккә җитте ул -
Соң бит шактый биек үсеп китте ул!
Яңа гына таяк иде, чүп иде,
Инде менә сап та булып җитте ул!
Уңга-сулга пыр тузадыр чүп-тузан,
Себеркене бу өлкәдә кем узган?
Ә кем йөртә себеркене селтәләп?
Безнең таяк, уңган таяк, төз таяк!
Сездә генә дисез мәллә борыннар?
Ялгышмагыз, таякта да борын бар.
Күтәрелде китте әнә биеккә -
Себеркегә муен булды ич таяк!
Алдын-артын абайламый себерке
Чүбен-чарын уңга-сулга себерде,
Өермәләр булып купты тузаннар,
Кыямәткә охшап калды тирә-як.
Чүплекләрдә ахры озак йөргәндер,
Йөри торгач таягыбыз чергәндер,
Ах, мескенкәй, нәкъ биленнән сынды шул,
Чүп базына борыны белән чумды шул...
Бетте шунда безнең "Таяк" әкияте,
"Сабак булсын!" - шул таякных васыяте.