Дубровский" - pendant* к "Капитанской дочке". В обеих преобладает пафос помещичьего принципа, и молодой Дубровский представлен Ахиллом между людьми этого рода, - роль, которая решительно не удалась Гриневу, герою "Капитанской дочки".
Но Дубровский, несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим и не возбуждающим к себе участия. Вообще вся эта повесть сильно отзывается мелодрамою. Но в ней есть дивные вещи. Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести.
Превосходно очерчены также и холопы. Но всего лучше - характер героини, по преимуществу русской женщины. Уединенная жизнь и французские романы сильно развили в ней не чувство, не страсти, а фантазию, - и она считала себя действительно героинею, готовою на все жертвы для того, кого полюбит. Покуда ей приходилось только играть в роман, она делала возможные безумства; но дошло до дела - и она принялась за мораль и добродетель. Быть похищенною любовником-разбойником у алтаря, куда насильно притащили ее, чтоб обвенчать с развратным старичишкой, - казалось для нее очень "романическим", следовательно, чрезвычайно заманчивым. Но Дубровский опоздал, - и она втайне этому обрадовалась и разыграла роль верной жены, следовательно, опять героини..."
Мудрое и очень глубокое по содержанию произведение «Золотая роза» Константин Паустовский написал уже в зрелом возрасте, когда люди задумываются над прожитой жизнью и подводят определенные итоги. Некоторые пересматривают свой жизненный путь и совершенные ошибки, и, переосмыслив их, начинают новую веху. В сборнике «Золотая роза» писатель приоткрывает свое видение смысла жизни и счастья, позволяет каждому, кто прочитал его, найти свои ответы на эти вопросы.
Сюжет первого рассказа книги «Драгоценная пыль» - история Жана Шамете, простого парижского паренька. Он служит в армии, но, так и не понюхав запаха пороха, возвращается домой с заданием сопровождать во Францию маленькую дочь своего командира. Герои в дороге мало общаются, девочка молчалива. И вот Жан решает веселить ее рассказами о себе, и перед читателем встает картина жизни Шамете во всех мельчайших подробностях.
Основные воспоминания Жана связаны с его детством, родительским домом. Он знает множество легенд и преданий, связанных с родными местами. Одна из таких историй – о золотой розе.
Согласно легенде, те, кто владел этой розой, наделялись неземным счастьем. Розу отливали из почерневшего золота. Ее нужно было подарить возлюбленной, и тогда она приносила счастье своей обладательнице. Грех был продать или отдать этот драгоценный дар. Жан видел подобную розу в бедной лачуге старой рыбачки, которая при самой большой нужде никогда не расставалась с ней. И дождалась-таки своего счастья, к ней приехал сын – художник, и в домике поселился достаток, а с ним и счастливая старость.
И вот такую розу решает отлить для давно повзрослевшей, пережившей любовную драму Сюзанны Жан Шамет, когда повстречал ее после нескольких лет разлуки. Эти годы для него в тяжелом и неприятном труде мусорщика. И именно эта встреча вернула ему утраченный смысл жизни и надежду на счастье. Но – девушка уехала в Америку, и мир героя безвозвратно рушится. Жан Шамет умирает, узнав, что такое счастье, с улыбкой на лице.
Оказывается для простого человеческого счастья нужно не так много. Иногда достаточно просто по- иному посмотреть на мир, который нас окружает.
Паустовский побуждает своего читателя задуматься над этим, переоценить свои жизненные ценности. А это уже не мало.
Но Дубровский, несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим и не возбуждающим к себе участия. Вообще вся эта повесть сильно отзывается мелодрамою. Но в ней есть дивные вещи. Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести.
Превосходно очерчены также и холопы. Но всего лучше - характер героини, по преимуществу русской женщины. Уединенная жизнь и французские романы сильно развили в ней не чувство, не страсти, а фантазию, - и она считала себя действительно героинею, готовою на все жертвы для того, кого полюбит. Покуда ей приходилось только играть в роман, она делала возможные безумства; но дошло до дела - и она принялась за мораль и добродетель. Быть похищенною любовником-разбойником у алтаря, куда насильно притащили ее, чтоб обвенчать с развратным старичишкой, - казалось для нее очень "романическим", следовательно, чрезвычайно заманчивым. Но Дубровский опоздал, - и она втайне этому обрадовалась и разыграла роль верной жены, следовательно, опять героини..."
Сюжет первого рассказа книги «Драгоценная пыль» - история Жана Шамете, простого парижского паренька. Он служит в армии, но, так и не понюхав запаха пороха, возвращается домой с заданием сопровождать во Францию маленькую дочь своего командира. Герои в дороге мало общаются, девочка молчалива. И вот Жан решает веселить ее рассказами о себе, и перед читателем встает картина жизни Шамете во всех мельчайших подробностях.
Основные воспоминания Жана связаны с его детством, родительским домом. Он знает множество легенд и преданий, связанных с родными местами. Одна из таких историй – о золотой розе.
Согласно легенде, те, кто владел этой розой, наделялись неземным счастьем. Розу отливали из почерневшего золота. Ее нужно было подарить возлюбленной, и тогда она приносила счастье своей обладательнице. Грех был продать или отдать этот драгоценный дар. Жан видел подобную розу в бедной лачуге старой рыбачки, которая при самой большой нужде никогда не расставалась с ней. И дождалась-таки своего счастья, к ней приехал сын – художник, и в домике поселился достаток, а с ним и счастливая старость.
И вот такую розу решает отлить для давно повзрослевшей, пережившей любовную драму Сюзанны Жан Шамет, когда повстречал ее после нескольких лет разлуки. Эти годы для него в тяжелом и неприятном труде мусорщика. И именно эта встреча вернула ему утраченный смысл жизни и надежду на счастье. Но – девушка уехала в Америку, и мир героя безвозвратно рушится. Жан Шамет умирает, узнав, что такое счастье, с улыбкой на лице.
Оказывается для простого человеческого счастья нужно не так много. Иногда достаточно просто по- иному посмотреть на мир, который нас окружает.
Паустовский побуждает своего читателя задуматься над этим, переоценить свои жизненные ценности. А это уже не мало.