1. Одиночество. Первый и самый опасный фактор. В истории человечества существуют примеры, когда в степях, пустынях или девственных лесах находили погибших людей; они были вполне здоровы, без травм, с хорошим снаряжением и запасом продовольствия… Они умерли от Одиночества, не смогли преодолеть психологический барьер. 2. Страх. Второй, не менее важный стрессор. Один известный философ сказал: «Насколько человек может победить свой страх, настолько он человек»… Но необходимо ощущать разницу между страхом и трусостью. Трусость – явление психологическое, зависящее от характера и восприятия человека, которое может проявляться даже тогда, когда нет угрозы. А страх – явление нормальное, физиологическое, обусловленное строением организма. Если бы не было страха, вид Homo Sapience уже давно перестал бы существовать… Тем не менее, страх надо побеждать – чтобы он не парализовал человека. Для этого необходимо сохранять трезвость ума. В 95% ситуаций у человека есть как минимум 10 секунд, достаточных, чтобы остановиться, подумать, правильно оценить ситуацию и принять решение. Животные живут за счёт быстрых ног, острых когтей, зубов, рогов, тёплой шерсти. У человека этого всего нет, его главное оружие – разум.
Однажды в городскую школу пришел учиться новый мальчик. Он был сыном лесничего и приехал издалека. Новый мальчик очень понравился ребятам. Он умел погоду предсказывать, знал интересные истории о жизни разных зверей и птиц. Но, когда все пошли на уборку листвы в городском парке, новый мальчик отказался работать вместе со всеми. Он сказал учителю: — Не буду я листья опавшие и траву жечь, я деревьям не враг... — Не говори глупостей, — строго прервал его учитель. Мальчик махнул рукой и ушел из парка. Ребята весело провели день, прыгая в кучах разноцветных листьев. Потом кучи листьев, опавших сучьев и сухой травы зажгли, и все ели бутерброды и пели песни. Когда на следующий день ребята рассказали, как весело они провели время, мальчик снова насупился: — Вы сами бутерброды ели, а у деревьев и цветов еду отобрали. Попробовали бы вы так в нашем лесу сделать, мой папа вас бы сразу из леса погнал. — Какую еду? — удивились ребята. — Деревья из почвы и воздуха питаются, нам учитель рассказывал. — Да, а откуда в почве питательные вещества берутся? — спросил ребят мальчик. — В нее люди удобрения добавляют, — объяснили ребята. — Где же вы видели, чтобы лес удобряли? — снова спросил мальчик. — А лес и не надо удобрять, там сама по себе почва питательная. Сам в лесу жил и не знаешь, — удивилась одна девочка. — Когда мы с мамой в лес ходили, мама там питательной земли набрала для наших цветов. — Я-то знаю, что само по себе ничего не бывает. Вы продукты в гастрономе покупаете, а лес сам свой гастроном пополняет. Листья и ветки сухие, трава старая — лучшая еда для почвы. Почвенные жители — черви, грибы и бактерии — все это едят и в питание для растений превращают. Так они каждый год друг о друге заботятся. А вы, когда парк чистили, почву без витаминов оставили. Теперь ей нечем травы, кустарники и деревья подкармливать. Деревья и травы старались, себе запасы готовили, а вы сожгли все. - Ну, ты даешь, — удивленно сказали ребята. — Парк не лес все-таки. Да и деревья до сих пор живы, хотя листья в нашем парке каждый год сжигают. — Конечно, все равно в почве питание остается, — согласился мальчик. — Только мало его. Вот и не растут в парке такие травы, цветы да ягоды, как в лесу. Задумались ребята, не знают, что ответить.
2. Страх. Второй, не менее важный стрессор. Один известный философ сказал: «Насколько человек может победить свой страх, настолько он человек»… Но необходимо ощущать разницу между страхом и трусостью. Трусость – явление психологическое, зависящее от характера и восприятия человека, которое может проявляться даже тогда, когда нет угрозы. А страх – явление нормальное, физиологическое, обусловленное строением организма. Если бы не было страха, вид Homo Sapience уже давно перестал бы существовать… Тем не менее, страх надо побеждать – чтобы он не парализовал человека. Для этого необходимо сохранять трезвость ума. В 95% ситуаций у человека есть как минимум 10 секунд, достаточных, чтобы остановиться, подумать, правильно оценить ситуацию и принять решение. Животные живут за счёт быстрых ног, острых когтей, зубов, рогов, тёплой шерсти. У человека этого всего нет, его главное оружие – разум.
— Не буду я листья опавшие и траву жечь, я деревьям не враг...
— Не говори глупостей, — строго прервал его учитель.
Мальчик махнул рукой и ушел из парка.
Ребята весело провели день, прыгая в кучах разноцветных листьев. Потом кучи листьев, опавших сучьев и сухой травы зажгли, и все ели бутерброды и пели песни.
Когда на следующий день ребята рассказали, как весело они провели время, мальчик снова насупился: — Вы сами бутерброды ели, а у деревьев и цветов еду отобрали. Попробовали бы вы так в нашем лесу сделать, мой папа вас бы сразу из леса погнал.
— Какую еду? — удивились ребята. — Деревья из почвы и воздуха питаются, нам учитель рассказывал.
— Да, а откуда в почве питательные вещества берутся? — спросил ребят мальчик.
— В нее люди удобрения добавляют, — объяснили ребята.
— Где же вы видели, чтобы лес удобряли? — снова спросил мальчик.
— А лес и не надо удобрять, там сама по себе почва питательная. Сам в лесу жил и не знаешь, — удивилась одна девочка. — Когда мы с мамой в лес ходили, мама там питательной земли набрала для наших цветов.
— Я-то знаю, что само по себе ничего не бывает. Вы продукты в гастрономе покупаете, а лес сам свой гастроном пополняет. Листья и ветки сухие, трава старая — лучшая еда для почвы. Почвенные жители — черви, грибы и бактерии — все это едят и в питание для растений превращают. Так они каждый год друг о друге заботятся. А вы, когда парк чистили, почву без витаминов оставили. Теперь ей нечем травы, кустарники и деревья подкармливать. Деревья и травы старались, себе запасы готовили, а вы сожгли все.
- Ну, ты даешь, — удивленно сказали ребята. — Парк не лес все-таки. Да и деревья до сих пор живы, хотя листья в нашем парке каждый год сжигают.
— Конечно, все равно в почве питание остается, — согласился мальчик. — Только мало его. Вот и не растут в парке такие травы, цветы да ягоды, как в лесу.
Задумались ребята, не знают, что ответить.