В человеческой культуре инопланетянин олицетворяет собой нечто неизведанное, несущее с собой новые ощущения и потенциальную опасность. Он является одновременно притягательным и пугающим образом, который успешно эксплуатируется современной массовой культурой. С другой стороны, инопланетянин часто олицетворял собой разумное существо, обычно обладающее высоким уровнем умственного развития и культуры. Писатели-фантасты многократно ставили вопрос о возможности контакта с внеземными существами, описывая сложности взаимодействия независимо развивавшихся культур и выгоды от их сотрудничества. Советский астроном И. С. Шкловский в своей книге «Вселенная, жизнь, разум» обосновывает чрезвычайно низкую вероятность одновременного существования человечества и другой похожей высокоразвитой цивилизации[1]. Философ Н. Н. Страхов указывал на родство в человеческом сознании веры в существование богов, духов с одной стороны и инопланетян с другой: Не заключается ли в жизни такое глубокое содержание, что она не может ограничиться теми формами, в которых проявляется на земле, что она должна в равных, или даже лучших формах обнаруживаться на других светилах? Можетъ быть, жизнь даже совершенно неисчерпаема, так что сколько бы ни было звёзд и планет, для неё всё будет мало, и никогда не успеет выразится во всей своей полноте? Такое понимание жизни, такое желание представлять себе иную жизнь — вот, без сомнения, главное основание, по которому мы населяем планеты жителями… Если прежде из того же стремления родились олимпийские боги, или духи подземные, водяные и воздушные, то ныне, когда более точные исследования доказали отсутствие этих существ в указанных местах, мы, сообразуясь с научными открытиями, нашли, что эта иная, не наша жизнь, вместо Олимпа, воздуха и воды, может поместиться на других планетах.
Советский астроном И. С. Шкловский в своей книге «Вселенная, жизнь, разум» обосновывает чрезвычайно низкую вероятность одновременного существования человечества и другой похожей высокоразвитой цивилизации[1].
Философ Н. Н. Страхов указывал на родство в человеческом сознании веры в существование богов, духов с одной стороны и инопланетян с другой:
Не заключается ли в жизни такое глубокое содержание, что она не может ограничиться теми формами, в которых проявляется на земле, что она должна в равных, или даже лучших формах обнаруживаться на других светилах? Можетъ быть, жизнь даже совершенно неисчерпаема, так что сколько бы ни было звёзд и планет, для неё всё будет мало, и никогда не успеет выразится во всей своей полноте?
Такое понимание жизни, такое желание представлять себе иную жизнь — вот, без сомнения, главное основание, по которому мы населяем планеты жителями… Если прежде из того же стремления родились олимпийские боги, или духи подземные, водяные и воздушные, то ныне, когда более точные исследования доказали отсутствие этих существ в указанных местах, мы, сообразуясь с научными открытиями, нашли, что эта иная, не наша жизнь, вместо Олимпа, воздуха и воды, может поместиться на других планетах.