«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, — говорил А. М. Горький. Чем лучше мы будем знать тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего». Что особенно актуально в сложившейся экологической ситуации. На фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его психологической базой, встала необходимость формирования новой системы ценностей, адекватной современной ситуации в системе «человек — среда», то есть экологических ценностей, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих, т. е. ценностей народа, его духовного богатства. Важнейшей же характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое в наибольшей степени складывается в процессе формирования субъективного отношения к природе. В этой связи большой интерес представляет изучение сущности и предпосылок субъектного отношения к природе, возможностей целенаправленного формирования экологических ценностей. Благодаря своему многообразию народное творчество послужить формированию духовных и экологических ценностей подрастающего поколения. Большой раздел русского фольклора, названый народной календарной поэзией, включающий в себя песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков, традициями празднования смены времён года, как нельзя лучше, по нашему мнению, подходит для этой цели при работе с младшими школьниками. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов воспитывает у них любовь к Родине, к её бессмертному поэту — русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, приобщает к экологическим ценностям. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался с призывом надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красивой веснушкой, лето — тёплым летечком, траву — шёлковой, птиц — пташечками, жавороночками. Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно — ласкательными суффиксами: «берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко». Отмечают, каким тоном читать слова — обращения, слова — пожелания. Повторы слов в песнях ребятам ощущать их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон. Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно — обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни — заклинания, песни пожелания.
В каждой семье имеются свои обычаи отмечать православные праздники. Так и в моей семье Шаламовых существуют такие традиции. Скоро Рождество Христово! Это самый любимый праздник в нашей семье. Рождество Христово – это удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит! Праздник этот связан с рождением Сына Божия Иисуса Христа. Все люди радуются этому событию, воспевая славу Господа. В этот день произошло великое событие — рождение Иисуса Христа в Вифлееме. Все христиане убеждены, что Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и человечества. Мать Иисуса Христа Мария и её муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа появиться всему населению на перепись. Поскольку на перепись населения Римской империи собралось много людей, Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега. Им пришлось искать убежище в небольшой пещере, где из-за плохой погоды обычно прятались пастухи. Там Мария и родила Сына Божия. Тогда ангел спустился с неба и сообщил пастухам, которые в этот момент не спали, что Бог родился. Пастухи первые пришли поклониться младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда. Ориентируясь на неё, в пещеру с Марией и Иисусом Христом пришли трое мудрецов и принесли Богу подарки: золото, ладан и смирну. Золото символизировало царскую власть, ладан — волю Божию, смирна — судьбу пророка. Именно, с тех давних времён пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю ёлку. Это моё самое любимое занятие. Мама достаёт большую коробку с игрушками и просит нас нарядить ёлочку. Дом сразу наполняет запах хвои, а комната становится сказочно красивой. Настаёт время и для приготовления праздничного стола. Мы печём пироги, колядки и прянички из теста в форме животных, которые потом мама покрывает глазурью. Этот год Красного Петуха. Я уже придумала, какого петуха вырежу из теста Конечно, приготовим и вкусные салаты. В хозяйстве у нас много птицы. Значит, на праздничном столе появится и фаршированная утка, и гусь, и курочка с петушком. Главное, украсить красиво! Под праздничный стол папа кладёт старинный железный утюг. Весь год он хранится в гараже. Все сидящие за столом поочередно должны ставить ноги, чтобы сохранить здоровье в течение предстоящего года. Железо символизирует здоровье К Рождеству мы всей семьёй очень красиво украшаем дом: делаем забавных ангелочков, украшаем окна. Мама любит красивые свечи, а бабушка готовит нам подарки в вязанных носках.
Праздник этот связан с рождением Сына Божия Иисуса Христа. Все люди радуются этому событию, воспевая славу Господа. В этот день произошло великое событие — рождение Иисуса Христа в Вифлееме. Все христиане убеждены, что Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и человечества. Мать Иисуса Христа Мария и её муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа появиться всему населению на перепись. Поскольку на перепись населения Римской империи собралось много людей, Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега. Им пришлось искать убежище в небольшой пещере, где из-за плохой погоды обычно прятались пастухи. Там Мария и родила Сына Божия. Тогда ангел спустился с неба и сообщил пастухам, которые в этот момент не спали, что Бог родился. Пастухи первые пришли поклониться младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда. Ориентируясь на неё, в пещеру с Марией и Иисусом Христом пришли трое мудрецов и принесли Богу подарки: золото, ладан и смирну. Золото символизировало царскую власть, ладан — волю Божию, смирна — судьбу пророка.
Именно, с тех давних времён пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю ёлку. Это моё самое любимое занятие. Мама достаёт большую коробку с игрушками и просит нас нарядить ёлочку. Дом сразу наполняет запах хвои, а комната становится сказочно красивой.
Настаёт время и для приготовления праздничного стола. Мы печём пироги, колядки и прянички из теста в форме животных, которые потом мама покрывает глазурью. Этот год Красного Петуха. Я уже придумала, какого петуха вырежу из теста
Конечно, приготовим и вкусные салаты. В хозяйстве у нас много птицы. Значит, на праздничном столе появится и фаршированная утка, и гусь, и курочка с петушком. Главное, украсить красиво!
Под праздничный стол папа кладёт старинный железный утюг. Весь год он хранится в гараже. Все сидящие за столом поочередно должны ставить ноги, чтобы сохранить здоровье в течение предстоящего года. Железо символизирует здоровье
К Рождеству мы всей семьёй очень красиво украшаем дом: делаем забавных ангелочков, украшаем окна. Мама любит красивые свечи, а бабушка готовит нам подарки в вязанных носках.