Важнейшей отраслью китая продолжает оставаться сельское хозяйство. в структуре сельскохозяйственного производства по-прежнему господствует растениеводство. по разнообразию возделываемых культур китай — одна из первых стран мира. по производству многих культур страна занимает лидирующее положение: китай занимает 1 место в мире по производству пшеницы, риса, чая, хлопчатника, картофеля, лука, чеснока и многих видов овощей, 2 место — по сбору кукурузы, сои, табака и мандаринов, 3 место — по производству сахарного тростника. по поголовью свиней, овец и птицы китай занимает 1 место в мире, а по поголовью крупного рогатого скота — 3 место в мире, однако животноводство страны отличается низкой продуктивностью. китай можно разделить на четыре сельскохозяйственных района. два главных района находятся на востоке страны: «жёлтый китай», расположенный на севере и северо-востоке страны и специализирующийся на производстве пшеницы, ячменя, гаоляна, кукурузы, сои, сахарной свёклы, картофеля, здесь развито молочно-мясное скотоводство и свиноводство; на юго-востоке страны располагается «зелёный китай» — рис, арахис, чай, хлопчатник, цитрусовые, сахарный тростник, шелководство, свиноводство. на западе китая находятся отсталые аграрные регионы: на северо-западе (синцзян-уйгурский автономный район) расположен «сухой китай», специализирующийся на экстенсивном кочевом скотоводстве с очагами земледелия; на юго-западе (тибет) — «холодный китай», где получило развитие
возникновение школьного образования в рб связано с проникновением в страну башкир ислама, сопровождаемое распространением религиозных школ при мечетях. первые исламские школы на территории рб в которых учили приезжие миссионеры из бухары, багдада и др. исламских центров возникли в 16 веке.
силами местного мусульманского духовенства при местных мечетях были открыты первые мектебе и медресе, которых в 18 веке было около 100. наиболее крупные — в деревне стерлибаш и медресе в селе каргалы. к 1865 году в башкирских и татарских селениях было около 600 мектебе и медресе, где обучалось более 20 тыс. учеников.
мусульманские школы были культурно-образовательными центрами, в которых были библиотеки, переписывались книги.
с 20-х годов 18 в. в башкортостане начали открываться школы (цифирная, словесная школы в уфе, wikt: школа «татарских учеников» и инженерная школа — в оренбурге). горнозаводские школы были открыты при верхоторском и катав-ивановском заводах.
православное духовное (синод) открыло в 1800 году в уфе духовную семинарию, в 1818 году — духовное училище. к 1861 году в крае насчитывалось 253 учебных заведения с около 9490 учеников.
образованием на языке для башкир занялось командование башкиро-мещерякского войска, добившееся выделения для башкир 20 вакансий в казанских гимназии и университете, 30 — в оренбургском неплюевском кадетском корпусе и др.
в 1864 году проводилась реформа народного образования, которая ограничила влияние церкви в образовании. с 1870 года в крае стали открываться -башкирские, -татарские, -чувашсике и др. школы и к 1900 году в уфимской и оренбурской губерних было 93 школы для башкир и татар, 90 для крещеных татар и чувашей, 65 для марийцев, возросло количество мектебов и медресе.
уфимский учительский институт
первое высшее учебное заведение — уфимский учительский институт был открыт 4 октября 1909 года. количество обучаемых в уфимском учительском институте было 75 человек (по 25 человек на каждый класс), количество преподавателей — 9 человек. среди студентов не было ни одного татарина или башкира: для поступления в институт лиц нетрадиционных христианских направлений, а также мусульман, требовалось специальное разрешение министерства народного просвещения. срок обучения в уфимском учительском институте составлял 3 года без специализации.[1]
после 1917 года система образования была изменена. учебные заведения были национализированы и переданы в ведение наркомпроса. школа отделена от церкви, отменены преподавание мертвых языков (старославянского, латинского), отметки и экзамены.
всебашкирская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности в 1921 году приняла постановление «о принудительном привлечении всего грамотного населения к обучению неграмотных». были открыты ликбезпункты на башкирском, татарском, чувашском языках, в которых в течение 1922/23-1927/28 уч. гг. были обучены грамоте 173 тыс. человек. полностью ликвидировать неграмотность удалось к середине 60-х годов 20 века.
в конце 20-х годов башкирская и татарская письменность с арабского языка были переведены на латинскую графику — «яналиф». в 30-х годах от внедрения латинской графики отказались. по указу президиума вс басср от 23 ноября 1939 года башкирская письменность переведена с латиницы на кириллицу. в 1940—1942 годах в школах вводилось обучение по новому алфавиту.
эвакуированные из западных районов страны вузы. в уфе работали 1-й московский ордена ленина медицинский институт, рыбинский авиационный институт, на базе которого был создан уфимский авиационный институт им орджоникидзе, московский нефтяной институт им и. н. губкина. в стерлитамаке — московский библиотечный институт. в бирске — орловский педагогический институт.
к началу 1945—1946 учебного года в вузах республики обучалось 6,1 тыс. человек, что почти в два раза больше, чем до войны[2].
первые детсады появились в 1919 году. к 30-м детскими охвачено 0,4 % детей.
в 1960-е годы в басср было 7 вузов. число студентов составила 16,7 тыс. человек. постановлением совета министров от 20 июля 1957 года уфимский педагогический институт был преобразован в башкирский государственный университет. открылись новые вузы: в 1967 году — башкирский государственный педагогический институт (бгпи), в 1968 году — уфимский государственный институт искусств. в конституциями рб была закреплена бесплатность основного общего образования.
с 90-х годов в рб была принята республиканская программа возрождения национальной школы.
возникновение школьного образования в рб связано с проникновением в страну башкир ислама, сопровождаемое распространением религиозных школ при мечетях. первые исламские школы на территории рб в которых учили приезжие миссионеры из бухары, багдада и др. исламских центров возникли в 16 веке.
силами местного мусульманского духовенства при местных мечетях были открыты первые мектебе и медресе, которых в 18 веке было около 100. наиболее крупные — в деревне стерлибаш и медресе в селе каргалы. к 1865 году в башкирских и татарских селениях было около 600 мектебе и медресе, где обучалось более 20 тыс. учеников.
мусульманские школы были культурно-образовательными центрами, в которых были библиотеки, переписывались книги.
с 20-х годов 18 в. в башкортостане начали открываться школы (цифирная, словесная школы в уфе, wikt: школа «татарских учеников» и инженерная школа — в оренбурге). горнозаводские школы были открыты при верхоторском и катав-ивановском заводах.
православное духовное (синод) открыло в 1800 году в уфе духовную семинарию, в 1818 году — духовное училище. к 1861 году в крае насчитывалось 253 учебных заведения с около 9490 учеников.
образованием на языке для башкир занялось командование башкиро-мещерякского войска, добившееся выделения для башкир 20 вакансий в казанских гимназии и университете, 30 — в оренбургском неплюевском кадетском корпусе и др.
в 1864 году проводилась реформа народного образования, которая ограничила влияние церкви в образовании. с 1870 года в крае стали открываться -башкирские, -татарские, -чувашсике и др. школы и к 1900 году в уфимской и оренбурской губерних было 93 школы для башкир и татар, 90 для крещеных татар и чувашей, 65 для марийцев, возросло количество мектебов и медресе.
уфимский учительский институтпервое высшее учебное заведение — уфимский учительский институт был открыт 4 октября 1909 года. количество обучаемых в уфимском учительском институте было 75 человек (по 25 человек на каждый класс), количество преподавателей — 9 человек. среди студентов не было ни одного татарина или башкира: для поступления в институт лиц нетрадиционных христианских направлений, а также мусульман, требовалось специальное разрешение министерства народного просвещения. срок обучения в уфимском учительском институте составлял 3 года без специализации.[1]
после 1917 года система образования была изменена. учебные заведения были национализированы и переданы в ведение наркомпроса. школа отделена от церкви, отменены преподавание мертвых языков (старославянского, латинского), отметки и экзамены.
всебашкирская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности в 1921 году приняла постановление «о принудительном привлечении всего грамотного населения к обучению неграмотных». были открыты ликбезпункты на башкирском, татарском, чувашском языках, в которых в течение 1922/23-1927/28 уч. гг. были обучены грамоте 173 тыс. человек. полностью ликвидировать неграмотность удалось к середине 60-х годов 20 века.
в конце 20-х годов башкирская и татарская письменность с арабского языка были переведены на латинскую графику — «яналиф». в 30-х годах от внедрения латинской графики отказались. по указу президиума вс басср от 23 ноября 1939 года башкирская письменность переведена с латиницы на кириллицу. в 1940—1942 годах в школах вводилось обучение по новому алфавиту.
эвакуированные из западных районов страны вузы. в уфе работали 1-й московский ордена ленина медицинский институт, рыбинский авиационный институт, на базе которого был создан уфимский авиационный институт им орджоникидзе, московский нефтяной институт им и. н. губкина. в стерлитамаке — московский библиотечный институт. в бирске — орловский педагогический институт.
к началу 1945—1946 учебного года в вузах республики обучалось 6,1 тыс. человек, что почти в два раза больше, чем до войны[2].
первые детсады появились в 1919 году. к 30-м детскими охвачено 0,4 % детей.
в 1960-е годы в басср было 7 вузов. число студентов составила 16,7 тыс. человек. постановлением совета министров от 20 июля 1957 года уфимский педагогический институт был преобразован в башкирский государственный университет. открылись новые вузы: в 1967 году — башкирский государственный педагогический институт (бгпи), в 1968 году — уфимский государственный институт искусств. в конституциями рб была закреплена бесплатность основного общего образования.
с 90-х годов в рб была принята республиканская программа возрождения национальной школы.