В классической статье «Вопросы жизни» Пирогов рассмотрел фундаментальные проблемы российского воспитания. Он показал нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Пирогов считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, от начальной до высшей школы, и обеспечивать преемственность всех систем образования.
Педагогические взгляды: Пирогов считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственным кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке. «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Он указывал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы.
Критика сословного профессионального образования: Пирогов выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной специализации детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим в школах, бездумное отношение к детям.
Дидактические идеи: учителя должны отбросить старые догматические преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.
Стебли клевера лугового поднимаются из прикорневой розетки на высоту до 50см, к ним прикрепляются при длинных черешков сложные листья и листочки в форме эллипса. Прилистники венчают темно-красные цветки небольшого размера, напоминающие шарики. Цветение клевера начинается в июле и продолжается в течение августа. Семена у клевера очень мелкие. Растет повсюду, предпочитает сухие места.Клевер считается очень ценным и обладающий лечебными свойствами. Его головки богаты эфирными и жирными маслами, каротином, аскорбиновой кислотой, смолой. Не менее значимы в лечебных целях листья и стебли.
Клевер белый относится к многолетним травам. Корневая система мочковатого типа с разветвленными боковыми корнями и укороченным главным корнем.Ползучие голые стебли клевера стелятся по земле, дают много ветвей. Стебли могут укореняться в узлах. Листья прикрепляются к стеблям посредством длинных черешков (до 30 см). Каждый лист трехраздельный с листочками широкояйцевидной формы.Цветки формируют соцветие – шаровидную головку до 2 см в диаметре. Цветоносные стебли обычно более длинные, чем черешки листьев. После окончания цветения цветоносы наклоняются книзу, а молодые цветущие стебли остаються направленными кверху. В головке цветки распускаются последовательно от периферии к центру. Венчик цветков имеет белую или розоватую окраску, после отцветания становится бурым. Цветочные головки источают тонкий приятный аромат. В каждом из цветков имеется 10 тычинок, причем только одна свободная, остальные сростаются своими нитями с образованием трубочки. Участки с запасом нектара находятся вокруг завязи на самом дне венчика. Период цветения наблюдается с конца весны до глубокой осени.Плод клевера белого – боб продолговатой уплощенной формы. В нем заключены 3-4 почковидных семени желтого цвета. Созревают семена в июне-июле.
Педагогические взгляды: Пирогов считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственным кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке. «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Он указывал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы.
Критика сословного профессионального образования: Пирогов выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной специализации детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим в школах, бездумное отношение к детям.
Дидактические идеи: учителя должны отбросить старые догматические преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.
Клевер белый относится к многолетним травам. Корневая система мочковатого типа с разветвленными боковыми корнями и укороченным главным корнем.Ползучие голые стебли клевера стелятся по земле, дают много ветвей. Стебли могут укореняться в узлах. Листья прикрепляются к стеблям посредством длинных черешков (до 30 см). Каждый лист трехраздельный с листочками широкояйцевидной формы.Цветки формируют соцветие – шаровидную головку до 2 см в диаметре. Цветоносные стебли обычно более длинные, чем черешки листьев. После окончания цветения цветоносы наклоняются книзу, а молодые цветущие стебли остаються направленными кверху. В головке цветки распускаются последовательно от периферии к центру. Венчик цветков имеет белую или розоватую окраску, после отцветания становится бурым. Цветочные головки источают тонкий приятный аромат. В каждом из цветков имеется 10 тычинок, причем только одна свободная, остальные сростаются своими нитями с образованием трубочки. Участки с запасом нектара находятся вокруг завязи на самом дне венчика. Период цветения наблюдается с конца весны до глубокой осени.Плод клевера белого – боб продолговатой уплощенной формы. В нем заключены 3-4 почковидных семени желтого цвета. Созревают семена в июне-июле.