Проводы зимы - Масленица - один из русских календарных праздников. В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны. Кроме того, Масленица, как может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трех персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть. Само название праздника еще в древние времена было перенесено на антро персонаж, который в самом начале праздника торжественно встречали с величальными песнопениями на горке.
Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности. Аналогичные похороны устраивали и другим персонажам славянской мифологии - болгарского Германа, русских Кострому и Ярилу. У южных и западных славян празднику Масленицы соответствовал Запуст у поляков, Менсопуст и Кукер у болгар. У словаков и чехов Масопуст оканчивался обрядовым "выносом Смерти" - символа зимы: этим символом, как правило, было соломенное чучело, которое называли Смертью, Мореной или Марженой. Эти имена восходят в древнеславянской богине смерти Маре или Марене.
Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами. Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.
Щорічно, щоб виростити потомство, переважна більшість птахів влаштовує гнізда. У помірних широтах і в холодних країнах гніздування починається навесні, а закінчується влітку, коли пташенята порівнюються розмірами з дорослими птахами. Але так буває не скрізь. Адже на земній кулі чимало місць, де зміни пір року немає. У деяких тропічних країнах літо триває весь рік, в інших місцях відбувається щорічна зміна посушливого і дощового сезонів. Як же в такому випадку визначити час розмноження птахів? Для всієї земної кулі правило загальне: птахи починають гніздитися в такі строки, щоб вигодовування виводка і перші дні життя пташенят поза гніздом припадали на найбільш багате їжею час. Якщо у нас це весна і літо, то в саванах Африки більшість птахів гніздяться відразу ж після початку дощів, коли буйно розвивається рослинність і з’являється багато комах. Виняток становлять тут хижі птахи, особливо харчуються наземними звірками. Вони гніздяться лише під час посухи. Коли вигорає рослинність, їм легко знаходити на землі свою видобуток, якій ніде сховатися. У тропічних лісах птахи гніздяться круглий рік. Вважається звичайно, що всі птахи, виводячи пташенят, будують спеціальні гнізда для насиджування яєць. Але це не так: чимало птахів, що гніздяться на землі, обходяться без цього гнізда. Наприклад, невелика буро-сіра птах Козодой відкладає пару яєць прямо на лісову підстилку, найчастіше на опале хвою. Невелике поглиблення утворюється пізніше, тому що птах весь час сидить на одному і тому ж місці. Навколополярна Кайра теж не будує гнізда. Вона кладе своє єдине яйце на голий виступ скелі берегового обриву. Багатьом чайкам і куликам досить невеликого поглиблення в піску, іноді вони використовують слід оленячого копита.
Масленица - один из русских календарных праздников. В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны. Кроме того, Масленица, как может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трех персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть. Само название праздника еще в древние времена было перенесено на антро персонаж, который в самом начале праздника торжественно встречали с величальными песнопениями на горке.
Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности. Аналогичные похороны устраивали и другим персонажам славянской мифологии - болгарского Германа, русских Кострому и Ярилу. У южных и западных славян празднику Масленицы соответствовал Запуст у поляков, Менсопуст и Кукер у болгар. У словаков и чехов Масопуст оканчивался обрядовым "выносом Смерти" - символа зимы: этим символом, как правило, было соломенное чучело, которое называли Смертью, Мореной или Марженой. Эти имена восходят в древнеславянской богине смерти Маре или Марене.
Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами. Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.
А сразу после Масленицы - Великий пост.