Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. как и предшествующая, сороковая симфония была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. в отличие от предшествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль-минорная симфония — трепетная, словно выросшая из арии керубино «рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством — гениальная предвестница многих романтических страниц музыки xix века, начиная с неоконченной симфонии шуберта. симфония написана для скромного состава оркестра. в ней — ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.
пронумеруем числами от 1 до 8 вертикали слева направо и горизонтали сверху вниз соответственно. суммой координат клетки назовём сумму номеров ее вертикали и горизонтали. тогда пусть у чёрных клеток сумма координат четна, тогда у белых она нечетна. заметим, что сумма координат клеток, на которых стоят 8 ладей четна (она равна удвоенной сумме чисел от 1 до 8). но тогда число ладей, стоящих на белых клетках, четно (сумма координат белой клетки нечетна), значит, и число ладей на чёрных клетках четно.
пронумеруем числами от 1 до 8 вертикали слева направо и горизонтали сверху вниз соответственно. суммой координат клетки назовём сумму номеров ее вертикали и горизонтали. тогда пусть у чёрных клеток сумма координат четна, тогда у белых она нечетна. заметим, что сумма координат клеток, на которых стоят 8 ладей четна (она равна удвоенной сумме чисел от 1 до 8). но тогда число ладей, стоящих на белых клетках, четно (сумма координат белой клетки нечетна), значит, и число ладей на чёрных клетках четно.