Содержание романа раскрывает и другое положение вступления: «художник не моралист». лорд генри, увидев портрет прекрасного юноши, сетует из того, что человеческая молодость и краса недолговечные. у дориана возникает мысль, которое было бы хорошо, если бы старел не он сам, а его портрет. эти мечты странным чином сбываются. но портрет не только стареет, на нем внешне выражаются все проявления души грея. портрет становится все страшнее. увидев обезображенное лицо дориана на полотне и поняв преступную душу героя, художник требует от юноши покаяния перед богом, не удаваясь к морализаторству. уайльд не осуждает действия своего героя открыто. писатель искажает его внешность на портрете, высказывая этим свое отношение к поступкам грея. противоречивым кажется и другое утверждение автора: «из искусства нет ни одной пользы». по мнению уайльда, искусство может верно воспринимать лишь человек, который глубоко понимает прекрасное. но такой человек не нуждается в уроках нравственности. в романе таким человеком является лорд генри, который сам не делает ничего аморального, так как понимает прекрасное. в произведении уайльд раскрывает и мысль о том, что художник является представителем «высокого искусства вранья». отмечается, что после портрета дориана работы холлуорда становятся худшими. это утверждение можно понять как мысль о приближении его творчества к реализму. мысль о том, что искусство связанное с фантазией, раскрывается на примере судьбы актрисы сибилы вейн. когда сибила не знала, что такая любовь,- она чудесно играла на сцене влюбленных женщин. как только она встречает любовь в жизни, сразу же начинает играть все более хуже. красота исчезает. одним из главных персонажей романа есть лорд генри. это своеобразный герой, которого можно считать «змеем». но считать лорда генри в полной мере ответственным за поступки дориана нельзя. ведь лорду принадлежат слова о необходимости спасения души: «… какая польза человеку от того, что она получит весь мир… если она губит собственную душу». генри высказывает лишь идею, которая воплощается в жизни молодого юноши, но воплощается в обезображенном образе. это лишь подтверждает мысли уайльда, который место, которое занимает человек в обществе, определяется теми страданиями, которые она может вынести. на примере дориана грея автор показывает, как низко может упасть человек, который не ощущает страданий и сочувствие. анализируя стиль романа, придем к выводу, который произведение насыщен элементами импрессионизма. для него характерное отображение мировых и цветных тонов, воспроизведение полноты проявлений природы. импрессионистическое восприятие отображается и в словах главных героев. лорд генри замечает, что в человечества есть два момента: «первый - появление в искусстве новых средств выражения, второй - появление в нем нового образа». произведение уайльда насыщено элементами тонкого восприятия природы. роман начинается картиной изображения сада: «густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался пожилой ветерок, он, влетая в открытые двери, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то хрупкое благоухание розовых цветов боярышника». другие элементы стиля определяются самым автором, который заметил, что его книга «перегружена сенсационными событиями и чрезмерно парадоксальная». первый элемент раскрывается не столько в фантастичности сюжета, сколько в количестве несчастных случаев, убийств, самоубийств и загадочности смерти дориана. а парадоксальность диалогов автора - это черта всех произведений писателя. в творчестве о.уайльда роман «портрет дорвана грея» занимает главное место, так как в нем отображенные эстетичные позиции автора. этот роман стал своеобразным объединением всех следствий творческого поиска писателя.
Царство мира, добра и взаимопонимания наступит только в обществе высоко нравственных людей. Понятие нравственности включает в себя правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также соблюдение этих правил. Умение жить с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Нравственный человек умеет выражать внимание внешними средствами, понятными всем. Он заботится о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, помнит, что неряшливость, небрежность и невнимание к себе есть форма проявления неуважение к другим людям, пренебрежение их мнением; терпеливо выслушает говорящего, не перебивая его и проявляя интерес к его словам; не допустит унижения достоинства человека своими словами или действиями; использует общепринятые формы обращения с об услуге и сам выразит благодарность за нее.
Понятие нравственности включает в себя правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также соблюдение этих правил.
Умение жить с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Нравственный человек умеет выражать внимание внешними средствами, понятными всем. Он заботится о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, помнит, что неряшливость, небрежность и невнимание к себе есть форма проявления неуважение к другим людям, пренебрежение их мнением; терпеливо выслушает говорящего, не перебивая его и проявляя интерес к его словам; не допустит унижения достоинства человека своими словами или действиями; использует общепринятые формы обращения с об услуге и сам выразит благодарность за нее.