Духовность и нравственность – эти понятия неразрывно связаны между собой. При их отсутствии начинается распад личности и всей культуры. Еще Аристотель говорил: « …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». В российском современном обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причин тому, к сожалению, немало: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодежи, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, снижение физической подготовки и спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Все это происходит на фоне направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия. Самая большая опасность, которая подстерегает наше общество сегодня, - разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети ждут, чтобы взрослые показали им путь, по которому они пойдут во взрослую жизнь радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Главное, что нравственные качества человека будущего должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. В сложившихся условиях важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативногогражданина России. Какова роль педагога в этом нелегком процессе воспитания? Главное назначение учителя сегодня – быть источником нравственного влияния, именно он призван воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.Решающую роль в воспитании духовности и нравственности детей играет педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Существенным фактором здесь является влияние личности педагога, богатство его духовного мира. Каковы условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, что здесь будет играть решающую роль? На мой взгляд, это в первую очередь его личные качества и профессиональные умения. Педагог, который внушить детям лучшие моральные, нравственные качества должен быть целеустремленным, твердым в убеждениях, настойчивым и последовательным в требованиях. Ему в первую очередь должны быть присущи справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание, устойчивость нравственного поведения в экстремальных ситуациях. Только человек чуткий, эмоционально отзывчивый, обладающий педагогическим тактом, терпеливостью, любящий детей и свое дело, настоящий патриот будет ярким примером для детей, сможет сформировать в них стойкую жизненную позицию к созиданию, стремление жит, руководствуясь нравственными ценностями. Среди профессиональных умений важными для педагога будут, на наш взгляд, следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях воспитания нравственности, морали. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России, залог ее светлого будущего. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
В сложившихся условиях важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативногогражданина России.
Какова роль педагога в этом нелегком процессе воспитания? Главное назначение учителя сегодня – быть источником нравственного влияния, именно он призван воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.Решающую роль в воспитании духовности и нравственности детей играет педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Существенным фактором здесь является влияние личности педагога, богатство его духовного мира.
Каковы условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, что здесь будет играть решающую роль? На мой взгляд, это в первую очередь его личные качества и профессиональные умения. Педагог, который внушить детям лучшие моральные, нравственные качества должен быть целеустремленным, твердым в убеждениях, настойчивым и последовательным в требованиях. Ему в первую очередь должны быть присущи справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание, устойчивость нравственного поведения в экстремальных ситуациях.
Только человек чуткий, эмоционально отзывчивый, обладающий педагогическим тактом, терпеливостью, любящий детей и свое дело, настоящий патриот будет ярким примером для детей, сможет сформировать в них стойкую жизненную позицию к созиданию, стремление жит, руководствуясь нравственными ценностями.
Среди профессиональных умений важными для педагога будут, на наш взгляд, следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях воспитания нравственности, морали.
Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России, залог ее светлого будущего. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.