Мониторинг наркотической ситуации представляется в следующих показателях:1) уровень наркотического потребления: необходим для определения количества молодежи, нуждающейся во вторичной и третичной профилактике, субъектов, привлекаемых к ее проведению, и необходимых специалистов; 2) структура наркотического потребления в молодежной среде: анализируется для своевременного внесения дополнений в нормативную базу; активизации оперативно-розыскной профилактики в отношении новых психоактивных препаратов; поиска медицинских технологий лечения наркомании; усиления международного сотрудничества; 3) качество превентивных мероприятий: предполагает учет количества задействованной в них молодежи, министерств, ведомств, служб; соответствие целевой аудитории по критериям возраста, социального положения и образования; 4) мониторинг использования молодежью свободного времени: направлен на контроль систематической досуговой работы, стимулирующей развитие разнообразных форм позитивной социальной активности. Необходимы учеты количества участия подростков и молодежи, структура видов занятости; 5) эффективность деятельности субъектов профилактики наркотизма: предусматривает показатели оценки качества наркотической профилактики; ресурсного обеспечения; кадровую готовность к работе; разработку и внедрение инновационных профилактических программ; выявленные правонарушения; 6) состояние семейной профилактики: включает учтенность «групп риска», наличие планирования работы с ними. Завершая анализ организации профилактической работы, необходимо сделать следующие выводы: Во-первых, основная профилактируемая категория в России – это молодые люди 14-19 лет. Однако первичным этапом внедрения превентивных технологий молодежного наркотизма предлагается этап работы с детьми (с 6 лет) по привитию у них здорового образа жизни. Кроме того, в ряде регионов России зафиксирован рост наркотической зависимости молодежи 24-29 лет, они также нуждаются во внимании. «Первичная (универсальная) профилактика наркомании направлена на предупреждение начала употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявших. Она ориентирована на общую популяцию населения, включая детей, подростков и молодежь, и носит социальный характер». Во-вторых, образовательная среда, места досуга и отдыха являются объектами воздействия со стороны субъектов профилактики, которые обладают определенным ресурсным потенциалом, однако проблемы в их деятельности не позволяют его полностью реализовывать. В-третьих, недостаточно используются возможности общественных и религиозных организаций, не обеспечивается должным образом координация усилий государственных и негосударственных структур. В-четвертых, особенности современной модели профилактики в России вызывают необходимость разработки ее идеологии, воплощаемой в концепции. В-пятых, каждый субъект антинаркотической профилактики нуждается во взаимообмене информацией, кадрами, научными разработками. Взаимодействие между МВД России и ФСКН России является условием повышения эффективности их работы. Особое внимание уделяется совершенствованию антинаркотического законодательства. Уже нет ни одной страны, которую в той или иной мере не затронули бы проблемы, связанные с незаконным распространением наркотиков. В России – нет ни одного субъекта федерации, который бы обошли стороной процессы наркотизации населения. В этих условиях борьба с организованной наркотической преступностью, подрыв экономических основ наркобизнеса, противодействие злоупотреблению наркотиками, создание условий для лечения и реабилитации наркозависимых, профилактика наркомании и распространения наркотиков становятся одними из самых важных, приоритетных направлений государственной политики.