Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.
Цель работы– проследить развитие игры волейбол с момента его "изобретения".
Задачи работы:
ознакомиться с историей возникновения волейбола;разобрать правила игры;изучить специфику волейбола;рассмотреть возможную технику игры;подвести итог.1. История возникновения волейбола
Некоторые склонны считать родоначальником волейбола американца Халстеда из Спрингфилда, который в 1866 году начал пропагандировать игру в "летающий мяч", названную им волейболом. Попробуем проследить за развитием предка волейбола.
Сохранились, например, хроники римских летописцев 3 века до нашей эры. В них описывается игра, в которой по мячу били кулаками. До нашего времени дошли и правила, описанные историками в 1500 году. Игру тогда называли "фаустбол". На площадке размером 90х20 метров, разделённой невысокой каменной стеной, состязались две команды по 3-6 игроков. Игроки одной команды стремились перебить мяч через стену на сторону соперников.
Позже итальянский фаустбол стал популярным в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Дании и других странах Европы. Со временем и площадка, и правила изменились. Так, длина площадки была уменьшена до 50 метров, а вместо стены появился шнур, натянутый между столбами. Строго определился и состав команды - 5 человек. Мяч перебивали через шнур кулаком или предплечьем, причём уже оговаривали три касания мяча. Можно было перебивать мяч через шнур и после отскока от земли, но в этом случае разрешалось одно касание. Игра длилась в два тайма по 15 минут. Эта спортивная игра появилась давно, но её возраст отсчитывается только с 19 века потому, что первые правила волейбола были обнародованы в 1897 году. Естественно, сейчас они во много отличаются от первоначальных, волейбол растёт и совершенствуется.
Официально датой рождения игры считается 1895 год. Двадцатилетний американский преподаватель физкультуры из Гелиокского колледжа (штат Массачусетс) Уильям Дж. Морган объявил об изобретении игры волейбол, а также разработал первые правила, обнародованные в 1897 г., которые состояли из 10-ти параграфов:
1. Разметка площадки.
2. Принадлежности для игры.
3. Величина площадки 25х50 футов (7,6х15,1 м).
4. Размер сетки 2х27 футов (0,61х8,2 м). Высота сетки 6,5 футов (198 см).
5. Мяч - резиновая камера в кожаном или полотняном футляре, окружность мяча - 25-27 дюймов (63,5-68,5 см), вес 340 г.
6. Подача. Игрок, производящий подачу, должен стоять одной ногой на линии и ударять мяч открытой ладонью. Если допущена ошибка при первой подаче, то подача повторяется.
7. Счет. Каждая не принятая противником подача дает одно очко. Очки засчитываются только при собственной подаче. Если после подачи мяч на стороне подающих и они допускают ошибку, то подающий игрок сменяется.
8. Если мяч во время игры (не при подаче!) попадает в сетку - это ошибка.
9. Если мяч попадает на линию - это считается ошибкой.
Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.
Цель работы– проследить развитие игры волейбол с момента его "изобретения".
Задачи работы:
ознакомиться с историей возникновения волейбола;разобрать правила игры;изучить специфику волейбола;рассмотреть возможную технику игры;подвести итог.1. История возникновения волейболаНекоторые склонны считать родоначальником волейбола американца Халстеда из Спрингфилда, который в 1866 году начал пропагандировать игру в "летающий мяч", названную им волейболом. Попробуем проследить за развитием предка волейбола.
Сохранились, например, хроники римских летописцев 3 века до нашей эры. В них описывается игра, в которой по мячу били кулаками. До нашего времени дошли и правила, описанные историками в 1500 году. Игру тогда называли "фаустбол". На площадке размером 90х20 метров, разделённой невысокой каменной стеной, состязались две команды по 3-6 игроков. Игроки одной команды стремились перебить мяч через стену на сторону соперников.
Позже итальянский фаустбол стал популярным в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Дании и других странах Европы. Со временем и площадка, и правила изменились. Так, длина площадки была уменьшена до 50 метров, а вместо стены появился шнур, натянутый между столбами. Строго определился и состав команды - 5 человек. Мяч перебивали через шнур кулаком или предплечьем, причём уже оговаривали три касания мяча. Можно было перебивать мяч через шнур и после отскока от земли, но в этом случае разрешалось одно касание. Игра длилась в два тайма по 15 минут. Эта спортивная игра появилась давно, но её возраст отсчитывается только с 19 века потому, что первые правила волейбола были обнародованы в 1897 году. Естественно, сейчас они во много отличаются от первоначальных, волейбол растёт и совершенствуется.
Официально датой рождения игры считается 1895 год. Двадцатилетний американский преподаватель физкультуры из Гелиокского колледжа (штат Массачусетс) Уильям Дж. Морган объявил об изобретении игры волейбол, а также разработал первые правила, обнародованные в 1897 г., которые состояли из 10-ти параграфов:
1. Разметка площадки.
2. Принадлежности для игры.
3. Величина площадки 25х50 футов (7,6х15,1 м).
4. Размер сетки 2х27 футов (0,61х8,2 м). Высота сетки 6,5 футов (198 см).
5. Мяч - резиновая камера в кожаном или полотняном футляре, окружность мяча - 25-27 дюймов (63,5-68,5 см), вес 340 г.
6. Подача. Игрок, производящий подачу, должен стоять одной ногой на линии и ударять мяч открытой ладонью. Если допущена ошибка при первой подаче, то подача повторяется.
7. Счет. Каждая не принятая противником подача дает одно очко. Очки засчитываются только при собственной подаче. Если после подачи мяч на стороне подающих и они допускают ошибку, то подающий игрок сменяется.
8. Если мяч во время игры (не при подаче!) попадает в сетку - это ошибка.
9. Если мяч попадает на линию - это считается ошибкой.
10. Количество игроков не ограничено.
ВВЕДЕНИЕ
Задачи современного школьного образования выходят за рамки
стандартной передачи знаний от учителя ученику. Новое время выдвигает
новые требования. Необходимо не просто научить, но научить учиться
и самостоятельно добывать информацию, делать правильный выбор
в постоянно возрастающем потоке информации. Поэтому в федеральных
государственных образовательных стандартах нового поколения перед
педагогами ставится задача личностного, социально-нравственного развития
ребёнка, ориентируя их на формирование коммуникативной компетенции,
нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание
и сопереживание другим людям, развитие навыков сотрудничества
и гражданской позиции.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений
личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева,
А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной,
Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.
Ученые считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом
эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является
коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна
из важнейших характеристик личности, проявляется в личности
к речевому общению и умении слушать. Сформировать коммуникативные
умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать
на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые
проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать
имкритическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также
выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои
3
высказывания к возможностям восприятия других участников
коммуникативного общения.
Формирование коммуникативной компетенции невозможно только
в рамках учебного процесса, а зависит в целом от всей образовательнокультурной
ситуации, в которой развивается школьник. В связи с этим,
дополнительное образование – это необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в её образовании и профессиональной ориентации.
Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми
дополнительных образовательных программ, которые близки их природе,
отвечают внутренним потребностям удовлетворять интересы,
адаптироваться в современном обществе, развивать интеллект, творческий
потенциал и, конечно, коммуникативные компетенции.
Изучение проблемы формирования коммуникативных компетенций
у обучающихся позволило выявить ряд противоречий между:
- постоянно растущей потребностью в обществе в коммуникабельных
людях и использованием традиционных форм и методов,
не в должной степени формированию коммуникативных
умений школьников;
- требованием государственного образовательного стандарта
по формированию коммуникативных компетенций и отсутствием
необходимых научно-методических рекомендаций по их формированию
в дополнительном образовании.
Эти противоречия породили проблему, которую мы сформулировали
виде вопроса: «Каковы педагогические условия формирования
коммуникативной компетенции обучающихся в системе дополнительного
образования?»
Теоретические исследования проблемы говорят о том, что в теории вопрос
формирования коммуникативных компетенций в учебной деятельности
хорошо разработан, но недостаточно освещён в дополнительном
образовании. Мы считаем, что формы, методы и технологии, используемые
4
в объединениях дополнительного образования, позволяют наиболее успешно
развить у обучающихся коммуникативные компетенции, поэтому тема
выпускной квалификационной работы «Формирование коммуникативных
компетенций обучающихся в объединении дополнительного
образования» является актуальной.
Цель работы – выявить педагогические условия эффективности
формирования коммуникативной компетенции обучающихся в объединении
дополнительного образования.
Объект - деятельность обучающихся в объединении дополнительного
образования «Библиотечный актив».
Предмет – условия формированию коммуникативной
компетенции обучающихся в объединении дополнительного образования.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования выведем гипотезу
исследования.
Гипотеза исследования.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
в дополнительном образовании будет максимально эффективным
при следующих условиях:
- создание особой образовательной среды, характеризующейся партнерскими
взаимоотношениями между всеми участниками образовательного процесса;
- использование в образовательном процессе личностно-ориентированных
и интерактивных педагогических технологий;
- насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, создание
«ситуации успеха» даже от самых маленьких достижений;
- использование программы, включающей в себя формы и методы
организации образовательного процесса, направленные на формирование
коммуникативных компетенций.