Ады́ги или черке́сы[20] (самоназвание — ады́гэ) — группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы[21] или общее название единого народа в России и за рубежом, разделённого в советское время на адыгейцев, кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево-Черкесии) и шапсугов[22]. Коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского края.
Часто к адыгам (черкесам) относят убыхов (самоназвание «пёх»[23][24], «бʼёхъ»[22][Комм 1]), в том числе, издававшаяся в конце XIX − начале XX вв. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, при этом оговаривая, что это «одно из черкесских племен», «весьма смешанное по своему составу»[25]. Некоторые исследователи, в частности, известный этнограф, лингвист, кавказовед Л. Я. Люлье, в совершенстве знавший черкесский язык и составивший в 1820-е годы первый адыгский алфавит на основе кириллицы, считал, что «Убыхи говорят особым языком, не имеющим сходства ни с черкесским, ни с абхазским».[26]Однако большинство убыхов говорило на абадзехском диалекте черкесского (адыгского) языка. Многие авторы XIX столетия отмечали, что, находясь среди убыхов, даже не слышали их языка ввиду «всеобщего употребления черкесского».
Советские источники определяют убыхов как народ, родственный по языку, культуре и быту абхазам, адыгам,[23]абазинам[24] и относят убыхский язык к абхазско-адыгским языкам[27]. В заключении об этнониме «черкес» и топониме Черкесия, сделанном в 2010 году заведующим отделом Кавказа ИЭА РАН, членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук, профессором С. А. Арутюновым отмечается, что «нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (которых зафиксировала перепись 2002 г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяют черкесские (адыгские) культурные традиции и идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа»[22].
За рубежом этноним «черкес» продолжает употребляться в отношении потомков черкесских (адыгских) мухаджиров, а также потомков черкесских (адыгских) мамлюков правивших Египтом и Сирией с (1390 по 1517), проживающих в адыгской диаспоре. Этноним «черке́сы» и топоним Черкесия, начиная с XIII века применяется для обозначения адыгского народа и его страны на Северном Кавказе. В результате последствий Русско-Кавказской войны, административных преобразований Российской империи в XIX веке, а позже и СССР черкесский (адыгский) народ на своей родине стал представлен множеством анклавов, большинство из которых административно и территориально объединены в четыре массива, именуемые шапсугами, адыгейцами, черкесами (жители Карачаево-Черкесии), кабардинцами.
Ады́ги или черке́сы[20] (самоназвание — ады́гэ) — группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы[21] или общее название единого народа в России и за рубежом, разделённого в советское время на адыгейцев, кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево-Черкесии) и шапсугов[22]. Коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского края.
Часто к адыгам (черкесам) относят убыхов (самоназвание «пёх»[23][24], «бʼёхъ»[22][Комм 1]), в том числе, издававшаяся в конце XIX − начале XX вв. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, при этом оговаривая, что это «одно из черкесских племен», «весьма смешанное по своему составу»[25]. Некоторые исследователи, в частности, известный этнограф, лингвист, кавказовед Л. Я. Люлье, в совершенстве знавший черкесский язык и составивший в 1820-е годы первый адыгский алфавит на основе кириллицы, считал, что «Убыхи говорят особым языком, не имеющим сходства ни с черкесским, ни с абхазским».[26]Однако большинство убыхов говорило на абадзехском диалекте черкесского (адыгского) языка. Многие авторы XIX столетия отмечали, что, находясь среди убыхов, даже не слышали их языка ввиду «всеобщего употребления черкесского».
Советские источники определяют убыхов как народ, родственный по языку, культуре и быту абхазам, адыгам,[23]абазинам[24] и относят убыхский язык к абхазско-адыгским языкам[27]. В заключении об этнониме «черкес» и топониме Черкесия, сделанном в 2010 году заведующим отделом Кавказа ИЭА РАН, членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук, профессором С. А. Арутюновым отмечается, что «нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (которых зафиксировала перепись 2002 г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяют черкесские (адыгские) культурные традиции и идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа»[22].
За рубежом этноним «черкес» продолжает употребляться в отношении потомков черкесских (адыгских) мухаджиров, а также потомков черкесских (адыгских) мамлюков правивших Египтом и Сирией с (1390 по 1517), проживающих в адыгской диаспоре. Этноним «черке́сы» и топоним Черкесия, начиная с XIII века применяется для обозначения адыгского народа и его страны на Северном Кавказе. В результате последствий Русско-Кавказской войны, административных преобразований Российской империи в XIX веке, а позже и СССР черкесский (адыгский) народ на своей родине стал представлен множеством анклавов, большинство из которых административно и территориально объединены в четыре массива, именуемые шапсугами, адыгейцами, черкесами (жители Карачаево-Черкесии), кабардинцами.