Нужен конспект,прямо сейчас
Шерсть — это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Первые представляют собой волос и шерсть, вторые — пух. Это виды шерстяных волокон.
Помнишь знакомую с детства загадку: «По горам, по долам ходят шуба да кафтан»? Это овца. Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой в текстильной промышленности России. Специальными ножницами или машинками шерсть состригают почти дельной неразрывной массой, которая называется руном.
Свойства шерстяного волокна. Шерстяные волокна имеют длину от 20 до 450 мм и различную толщину, которая влияет на свойства пряжи и тканей. Чем толще волокна, тем прочнее ткань. Цвет неокрашенного волокна может быть белым, серым, рыжим и черным. Блеск шерсти зависит от размера и формы чешуек.
Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью, то есть хорошо вбирает в себя влагу. Потому шерстяной свитер — лучшая одежда для лыжной прогулки: он позволяет коже оставаться сухой, хранит тепло. Шерстяное волокно упруго, потому изделия из нею не мнутся.
Стойкость шерсти к воздействию солнечных лучей значительно выше, чем растительных волокон: хлопка, льна.
Волокна шерсти во время горения спекаются. Когда их выносят из пламени, горение прекращается. На конце образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.
Таким образом, можно определить характер ткани: чистая это шерсть или искусственная. Достаточно поджечь всего одну нитку из ткани.
Шерстяные волокна применяют для изготовления платьевых, костюмных и пальтовых тканей. В продажу шерстяные ткани поступают под названиями: габардин, кашемир, драп, сукно, трико и др.
Шерстяное волокно можно прясть, из пряжи ткать ткани и вязать; можно шерстяное руно валять — отсюда слова валенки, войлок. Из тонко свалянной шерсти делают сукно, драп, фетр, войлок и другие текстильные изделия.
Натуральный шелк — это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Коконом называется плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую шелковичная гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Через 15— 17 дней куколка превращается в бабочку. Бабочка по выходе из кокона кладет яички, из которых вылупляются гусеницы. Яичко, гусеница, куколка, бабочка — четыре стадии развития шелкопряда.
Собирают коконы через 8—9 дней с начала завивки и передают на первичную обработку Цель первичной обработки шелка — размотать коконную нить, которая достигает 600—900 м. Эта нить тонка, как паутинка, поэтому несколько коконных нитей соединяют вместе и получают нити шелка-сырца. С ними уже можно работать, то есть ткать шелковое полотно. Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон и др.
Шелководство развито в Японии, Индии, Турции, Италии, Средней Азии, Казахстане, В Китае оно известно с третьего тысячелетия до новой эры. В России начало разведения шелковичного дерева было положено в ХVII веке. Царь Петр Великий «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка» отвел для этих целей казенные земли на Кавказе. Там шелководством занимаются, по сей день.
Свойства натурального шелка. Натуральный шелк, как и шерсть, обладает хорошей гигроскопичностью, впитывает влагу и быстро высыхает. Но под действием прямых солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. Горит натуральный шелк так же, как шерсть. Вы знаете, что косынки, блузки из натурального шелка приятно носить; они красивы, легки, хорошо «дышат» — так же, как и все изделия из других натуральных волокон: шерсти, хлопка, льна.
IX—XII века — развитие феодальных отношений и формирование сословий на территории Литвы, образование государства
Начало XIII века — усиление агрессии немецких крестоносцев
1236 год — литовцы одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе
1260 год — победа литовцев над тевтонами при Дурбе
1263 год — объединение основных литовских земель под властью Миндовга
XIV век — значительное расширение территории княжества за счет новых земель
1316—1341 годы — княжение Гедимина
1362 год — Ольгерд разбивает татар в битве при Синих водах (левый приток Южного Буга) и занимает Подолье и Киев
1345—1377 годы — княжение Ольгерда
1345—1382 годы — княжение Кейстута
1385 год — великий князь Ягайло
(1377—1392) заключает Кревскую унию с Польшей
1387 год — принятие Литвой католичества
Тема: Д. Родарі «Листівки з видами міст…». Широта світу та його
сприйняття ліричним героєм вірша.
Мета :
· Зацікавити життєвим та творчим шляхом Д. Родарі,
· навчити учнів осмислено аналізувати поетичний твір,
· активізуючи всі якості культурного читача;
· розвивати навички дослідницької та самостійної роботи, навички усного мовлення, логічного мислення, уміння будувати аргументоване власне висловлювання,
· розвивати навички виразного читання поезії, вміння висловлювати враження від прочитаного, характеризувати образ ліричного героя;
· виховувати любов до художнього слова, формувати загальнолюдські якості: доброту, щирість, співчуття, небайдуже ставлення до життя.
Обладнання: портрет письменника, комп’ютерні презентації до уроку
«Визначними місцями Італії», «Творчість Д. Родарі», виставка книг Д. Родарі, словник до уроку: Гавань – захищене від вітру місце, куди заходять кораблі. Гондоли – човни. Гулі – ігри. Синьйори – звертання до чоловіків. Глянець – блискуча поверхня.
Епіграф уроку: «Художні твори – як давні, так і сучасні – виховують розум, розвивають уяву й дарують дітям ключі від таємниць»
Д. Родарі
Хід уроку
І. Організаційний момент
ІІ. Мотивація навчальної діяльності
Слово учителя.
Подорож… Хто ж не любить подорожувати? Мабуть, таких людей немає. Сьогодні я вам пропоную мандрівку до прекрасної країни Італії, батьківщини відомого дитячого письменника та поета Дж. Родарі. За свої чудові твори для дітей він був удостоєний найвищої нагороди в галузі дитячої літератури – медалі .
Хто ж він цей славетний Д. Родарі? Про що писав? До чого прагнув?
На ці питання ми і спробуємо дати відповідь під час нашої подорожі.
IІІ. Сприйняття та засвоєння учнями навчального матеріалу
1. Презентація «Визначними місцями Італії»
2. Відеопрезентація про життєвий і творчий шлях Д. Родарі або презентація «Творчість Д. Родарі»
3. Бесіда
- Яким ви уявили собі Д. Родарі?