Сыны Геракла - цикл античных версий о происхождении основных народов Скифии от Геракла, который при христианстве заменен образом Георгия Победоносца. Скифы сами себя вели от Зевса, но - как и отмечал Геродот, - древние греки считали их потомками Геракла. Со времен палеолита по степям севернее Черного моря шли пути кочевников из Азии на край Европы и обратно. На острове Эрифия у западного края Европы (в округе Гадир; Испания) жил великан Герион (Горыныч) , у которого Геракл-всадник (уже пользовался конями) угнал быков. Герой вскоре попал в необитаемую еще страну, что позже заняли скифы. Склоняли ко сну усталость, непогода, холод. Закутавшись в свиную шкуру, Г. заснул, а его упряжные кони, отпущенные пастись, пропали. Г. после пробуждения пришлось исходить всю страну в поисках коней (кое-где даже оставил след своей гигантской ступни на камнях) . Наконец, прибыл в землю Гилея ("Лесная": одно из ранних названий Скифии) . Там встретил полудеву-полузмею - Ехидну (или "русалку"). "Дева" согласилась, за страстную любовь, вернуть Г. коней. Герой вынужден был жениться "гражданским браком". От брака родилось трое сыновей: Агафирс, Гелон (имя по созвучию иногда связывают с Ильменем и Шелонью) и Скиф. Ехидна одна владела страной и спросила, не отослать ли сынов в Грецию, когда они подрастут. Г. рекомендовал ей устроить дома состязание среди сынов по натягиванию богатырского лука и опоясыванию "толстокожим" богатырским поясом (с золотой чашей на застежке) . Победил младший - Скиф, от которого и пошли все скифские цари. Гелон ("холод", "голь" - бедняк, неимущий) вынужден был селиться севернее, Агафирс - западнее, в округе Карпат и у низовий Дуная. Агафирсы считались зажиточным народом, любящим золотые украшения (связывают с пращурами балтов, молдаван, румын, циган и т. п.) . Появление луков и стрел ученые нередко относят ко временам мезолита. По мифам, Геракла даже обучил стрельбе из лука скиф (или один из пращуров скифов) Тевтар. Из лука отец Скифа и убил Орла, терзавшего Прометея. Золотая чаша ("дом как полная чаша") у пояса появилась много позже. Но в целом легенда отражает более глубокий пласт истории, идущий почти от ледниковой поры. Или от времен начального скотоводства, быка Рудры, экономики той поры. "Тройку" внуков Зевса или сыновей Геракла, известных задолго до нашей эры, средневековый эпос заменял "тройкой Кия" или наиболее популярных русских богатырей, "тройками" героев эпоса многих народов России. Но история не дает россиянам права забывать о первых составах "троек", указанных письменными источниками в античное время. Внуки Зевса символизировали славу скифских земледельцев и скотоводов, а сыны Геракла - олицетворяют первых защитников Родины, ее и экономических богатств.
Скифы сами себя вели от Зевса,но-как и отмечал Геродот,-древние греки считали их потомками Геракла.Со времён палеолита по степям севернее Чёрного моря шли пути кочевников из Азии на край Европы и обратно.На острове Эрифия у западного края Европы (В округе Гадир;Испания) жил великан Герион(Горыныч),у которого Геракл-всадник(уже пользовался конями) угнал быков.Герой вскоре попал в необитаемую ещё страну,что позже заняли скифы.Склоняли ко сну усталость,непогода,холод. Закутавшись в свиную шкуру Г. заснул,а его упряжные кони,отпущенные пастись,пропали.
Скифы сами себя вели от Зевса, но - как и отмечал Геродот, - древние греки считали их потомками Геракла. Со времен палеолита по степям севернее Черного моря шли пути кочевников из Азии на край Европы и обратно. На острове Эрифия у западного края Европы (в округе Гадир; Испания) жил великан Герион (Горыныч) , у которого Геракл-всадник (уже пользовался конями) угнал быков. Герой вскоре попал в необитаемую еще страну, что позже заняли скифы. Склоняли ко сну усталость, непогода, холод. Закутавшись в свиную шкуру, Г. заснул, а его упряжные кони, отпущенные пастись, пропали.
Г. после пробуждения пришлось исходить всю страну в поисках коней (кое-где даже оставил след своей гигантской ступни на камнях) . Наконец, прибыл в землю Гилея ("Лесная": одно из ранних названий Скифии) . Там встретил полудеву-полузмею - Ехидну (или "русалку"). "Дева" согласилась, за страстную любовь, вернуть Г. коней. Герой вынужден был жениться "гражданским браком". От брака родилось трое сыновей: Агафирс, Гелон (имя по созвучию иногда связывают с Ильменем и Шелонью) и Скиф. Ехидна одна владела страной и спросила, не отослать ли сынов в Грецию, когда они подрастут. Г. рекомендовал ей устроить дома состязание среди сынов по натягиванию богатырского лука и опоясыванию "толстокожим" богатырским поясом (с золотой чашей на застежке) .
Победил младший - Скиф, от которого и пошли все скифские цари. Гелон ("холод", "голь" - бедняк, неимущий) вынужден был селиться севернее, Агафирс - западнее, в округе Карпат и у низовий Дуная. Агафирсы считались зажиточным народом, любящим золотые украшения (связывают с пращурами балтов, молдаван, румын, циган и т. п.) .
Появление луков и стрел ученые нередко относят ко временам мезолита. По мифам, Геракла даже обучил стрельбе из лука скиф (или один из пращуров скифов) Тевтар. Из лука отец Скифа и убил Орла, терзавшего Прометея. Золотая чаша ("дом как полная чаша") у пояса появилась много позже. Но в целом легенда отражает более глубокий пласт истории, идущий почти от ледниковой поры. Или от времен начального скотоводства, быка Рудры, экономики той поры.
"Тройку" внуков Зевса или сыновей Геракла, известных задолго до нашей эры, средневековый эпос заменял "тройкой Кия" или наиболее популярных русских богатырей, "тройками" героев эпоса многих народов России.
Но история не дает россиянам права забывать о первых составах "троек", указанных письменными источниками в античное время. Внуки Зевса символизировали славу скифских земледельцев и скотоводов, а сыны Геракла - олицетворяют первых защитников Родины, ее и экономических богатств.
Закутавшись в свиную шкуру Г. заснул,а его упряжные кони,отпущенные пастись,пропали.