ответить на тесты . буду обоснования являются: а) экстраполяция, интерполяция, экспликация; б) доказательство (дедукция), подтверждение (индукция), объяснение; в) абстрагирование, идеализация, формализация. 3. сциентизм – это а) чрезмерно высокая оценка когнитивных и социокультурных возможностей науки; б) философская концепция, отрицающая или существенно ограничивающая возможность разумного постижения действительности; в) негативное отношение к науке, отрицательная оценка познавательных возможностей науки и ее роли в жизни общества. 4. фальсификация – это а) уточнение значения и смысла понятий и выражений, используемых в естественном и научном языках; б) эмпирическое подтверждение высказываний, гипотез, теорий; в) эмпирическое опровержение высказываний, гипотез, теорий. г) целенаправленное изменение свойств предмета или подмена фактов, касающихся того или иного явления 5. семантика – это а) искусство понимания и интерпретации текстов; б) раздел семиотики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию; в) наука о законах и операциях правильного мышления. 6. заблуждение – это а) утверждение (система утверждений), относительно истинности которого научным сообществом решение еще не принято; б) перенесение свойств одного предмета на другой на основе их сходства (или контраста) в каком-либо отношении; в) эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный, ограниченный (и даже ошибочный) характер. 7. принцип фальсифицируемости в качестве основы для решения проблемы демаркации предложил а) к.р. поппер; б) р. карнап; в) л. витгенштейн. 8. гипотетико-дедуктивный метод – это а) метод познания, основанный на акцентированном признании единичности и уникальности изучаемых процессов и событий; б) метод, нацеленный на формулировку научных законов различной степени общности; в) метод, основанный на выведении следствий из принципов, истинностное значение которых неизвестно. 9. понятие «парадигма» в философию науки ввел а) п. фейерабенд; б) и. лакатос; в) т. кун. 10. основными функциями научной теории являются а) , психологическая, социальная; б) аналитическая, синтетическая, систематическая; в) описательная, объяснительная, предсказательная. г) все варианты верны 11. кумулятивизм – это а) модель роста научного знания, согласно которой развитие науки представляет собой постепенное и непрерывное накопление научных истин; б) направление в философии науки, сторонники которого подчеркивают, что в основе научного познания и знания лежат соглашения ученых; в) философское направление, сторонники которого , что источником достоверного знания являются данные наблюдений, экспериментов, измерений. 12. интерпретация – это а) становление новых узкоспециализированных научных направлений и дисциплин; б) приписывание значений и смыслов знакам определенного языка; в) размножение, максимальное увеличение разнообразия гипотез и теорий как необходимое условие жизне науки. 13. эмпирического познания являются а) восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация; б) наблюдение, измерение, эксперимент; в) аксиоматизация, дедукция, моделирование. 14. основными этапами в развитии науки являются а) античная наука, средневековая наука, ренессансная наука; б) классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука; в) все перечисленное. 15. основными характеристиками постнеклассической науки являются а) нелинейность, антропологизм, контекстуальность научного знания; б) методологический плюрализм, компьютеризация, консенсуальность; в) все перечисленное. 16. научная коммуникация – это а) коллектив исследователей, включающий в себя лидера, создателя новой научной «эффективно работающей» программы, а также его учеников и последователей; б) совокупность профессиональных ученых; в) совокупность видов профессионального общения в научном сообществе. 17. в соответствии с принципом предосторожности а) безопасность новых технологий должны обосновывать и обеспечивать разработчики этих технологий; б) все, что стало технически осуществимым, неизбежно будет реализовано; в) испытуемый знакомится с целями, условиями и опасностями, с которыми сопряжено его участие в научном исследовании и добровольно соглашается принять в нем участие. 18. различают следующие виды научных законов а) точные и неточные; б) онтологические и гносеологические; в) динамические и статистические. 19. формализация – это а) убедительных аргументов (доводов), в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию; б) процесс мысленного отвлечения от некоторых («несущественных») свойств и отношений эмпирически дан- ного объекта; в) отображение объектов некоторой области с символов какого-либо языка.
№3-а)
№4-г)
№5-б)
№6-а)
№7-а)
№8-в)
№9-в)
№10-б)
№11-а)
№12-б)
№13-б)
№14-в)
№15-в)
№16-б)
№17-а)
№18-а)
№19-а)