Герой стихотворения «Сосед» (1830–1831) очень одинок, ему духовно близок только один человек – его “бедный сосед”, которого он видит “через садик небольшой, между ветвей древесных”. Чем же он близок ему? Он, как и лирический герой, одинок, безразличен к общественному мнению:
Прохожие об нём различно судят, И все его готовы порицать, Но их слова соседа не принудят Лампаду ранее иль позже зажигать.
Присутствие духовно близкого человека наполняет “мятежную душу” лирического героя “таинственной отрадой”, между ним и соседом как будто протянуты незримые нити:
И мнится мне, что мы друг друга понимаем, Что я и бедный мой сосед, Под бременем одним страдая, увядаем, Что мы знакомы с давних лет.
Свою радость от встречи с соседом герой называет “таинственной”, потому что никто не знает об этом, даже сам сосед. Главное в единении двух людей – родство душ, родство мыслей.
Особого пояснения требуют строки:
...его простая келья Чужда забот и светского веселья, И этим нравится он мне.
“Келья, – читаем мы в словаре С.И. Ожегова, – отдельная комната монаха в монастыре”. Образ “простой кельи” призван подчеркнуть одиночество соседа, его стремление уйти от мирской каждодневной суеты (“чужда забот”), незатейливых развлечений светского общества (“светского веселья”).
Строки эти написаны совсем юным поэтом, но нет сомнений, что лирический герой «Соседа» близок М.Ю. Лермонтову, что поэт тоже страдал от непонимания и одиночества, считал своё существование “увяданием” (“под бременем одним страдая, увядаем”).
Каждая страна гордится своими музыкальными традициями. Не исключение и Австрия - маленькое государство в центре Европы. Именно здесь снежным январским вечером в 1756 году родился гениальный композитор - Вольфганг Амадей Моцарт. Его музыка настолько же бесценна для человечества, как и труды Пифагора, сонеты Шекспира, открытия Эйнштейна. Она покоряет, завораживает, овладевает памятью.
Цена за талант оказалась слишком высокой. В жизни Моцарта было все - ошеломительный успех в детстве, блеск лучших концертных залов в зрелые годы, тщетные ожидания влиятельного покровительства и забвение. Гений умер в нищете, но его музыка стала бесценным достоянием, которое спустя столетия будет волновать, радовать, вызывать слезы и легкую грусть.
Важные даты в жизни Моцарта
• 1756 - рождение в австрийском городе Зальцбург • 1762-1765 - гастроли по Европе. Юного Моцарта принимают при дворе Георга III (Англия) и Марии-Антуанетты (Франция) • 1779 - должность штатного органиста в Зальцбургском архиепископстве • 1781 - переезд в Вену, скорая женитьба • 1791 - начало работы над «Реквиемом», смерть в возрасте 35 лет (Вена)
Детство Моцарта
Малыш Вольфганг Амадей появился на свет в дружной музыкальной семье. В детстве на формирование маленького гения большое влияние оказал отец. На собственном примере он показал сыну, что труд - главный путь к успеху. Без него невозможно раскрыть талант. Репетиции занимали у ребенка по 8-10 часов в день. Благодаря этому он стал гениальным виртуозом.
Близкие люди смотрели на мальчика, как на чудо. В трехлетнем возрасте, с трудом забираясь на стул рядом с клавесином, он мог повторить только что сыгранное отцом произведение. В четыре - сочинял музыку, которую отец перекладывал на нотную бумагу. В пять - записал свой первый менуэт. В шесть - профессионально играл на клавесине, органе, скрипке, мастерски импровизировал.
В 6 лет вместе с сестрой маленький Моцарт совершил длительное турне по Европе. В каждом городе его ждал успех и признание. Иногда ему устраивали экзамены. Например, закрывали клавиатуру тканью и просили играть пьесы. Вольфганг мог играть сложные пассажи одним пальцем, не глядя на клавиатуру определял высоту звука.
Взрослые годы
Путешествия по Европе заняли у юного Моцарта 10 лет. Отец надеялся, что за это время его талантливый сын найдет покровителя и станет придворным музыкантом. Но этого не случилось, и Вольфганг вернулся в родной город. В 17 лет он был трепетным юношей невысокого (около 160 см) роста с тонкими и не совсем правильными чертами лица. Ясные серые глаза смотрели задумчиво и серьезно.
Как и отец, молодой композитор получил должность музыканта при дворе Зальцбургского архиепископа. Но спустя 2 года он переехал в Вену и женился на Констанце Вебер. Здесь Моцарт продолжил сочинять музыку, давал уроки, поступил на службу в качестве «императорского и королевского камерного музыканта». В 1790 году умер его покровитель, император Йосиф. Новый монарх Леопольд II оказался безразличным к музыке гения.
Материальные трудности и преследование кредиторов заставляет Моцарта возобновить концертные путешествия. В 1790-1791 годах создаются последние оперы композитора, начинается работа над «Реквиемом» - хоровым произведением траурного характера. В нем он выразил свою любовь к людям, но закончить не успел. 20 ноября 1791 года музыкант почувствовал серьезное недомогание и слег. А уже 5 декабря гения не стало…
Человек, которому рукоплескали монархи Европы, которого одарил вниманием сам Папа Римский, умер в забвении и нищете. Подлинная слава пришла к композитору посмертно. Имя Моцарта стало символом величайшей музыкальной одаренности, гениальности, единства жизненной правды и красоты.
Загадка гения
Гениальность Моцарта не поддается описанию. Он в совершенстве владел всеми музыкальными жанрами и формами своей эпохи, сочинял концерты, симфонии, оперы, сонаты, трио, мессы, квартеты, дивертисменты. Его бессмертная музыка выдержана в тридцатисекундном ритме «громко-тихо». Она особым образом воздействует на человеческий мозг, исцеляет, придает сил, повышает умственные Слушать произведения Моцарта нужно всем - и малышам, и школьникам, и взрослым.
• 17 месс, в числе которых: - «Большая месса» (1782) - «Реквием» (1791) - недосягаемая вершина мировой классической музыки. • 27 концертов для фортепиано с оркестром; • 41 симфония.
В наши дни бессмертная музыка Моцарта звучит в небольших и крупных концертных залах, величественных оперных театрах. Его произведения обязательны в программе консерваторий и международных музыкальных конкурсов. О Моцарте пишут интересные книги, снимают фильмы, стараясь раскрыть красоту его музыки, рассказать о его необычном даре, полной взлетов и падений яркой жизни.
Герой стихотворения «Сосед» (1830–1831) очень одинок, ему духовно близок только один человек – его “бедный сосед”, которого он видит “через садик небольшой, между ветвей древесных”. Чем же он близок ему? Он, как и лирический герой, одинок, безразличен к общественному мнению:
Прохожие об нём различно судят,
И все его готовы порицать,
Но их слова соседа не принудят
Лампаду ранее иль позже зажигать.
Присутствие духовно близкого человека наполняет “мятежную душу” лирического героя “таинственной отрадой”, между ним и соседом как будто протянуты незримые нити:
И мнится мне, что мы друг друга понимаем,
Что я и бедный мой сосед,
Под бременем одним страдая, увядаем,
Что мы знакомы с давних лет.
Свою радость от встречи с соседом герой называет “таинственной”, потому что никто не знает об этом, даже сам сосед. Главное в единении двух людей – родство душ, родство мыслей.
Особого пояснения требуют строки:
...его простая келья
Чужда забот и светского веселья,
И этим нравится он мне.
“Келья, – читаем мы в словаре С.И. Ожегова, – отдельная комната монаха в монастыре”. Образ “простой кельи” призван подчеркнуть одиночество соседа, его стремление уйти от мирской каждодневной суеты (“чужда забот”), незатейливых развлечений светского общества (“светского веселья”).
Строки эти написаны совсем юным поэтом, но нет сомнений, что лирический герой «Соседа» близок М.Ю. Лермонтову, что поэт тоже страдал от непонимания и одиночества, считал своё существование “увяданием” (“под бременем одним страдая, увядаем”).
Каждая страна гордится своими музыкальными традициями. Не исключение и Австрия - маленькое государство в центре Европы. Именно здесь снежным январским вечером в 1756 году родился гениальный композитор - Вольфганг Амадей Моцарт. Его музыка настолько же бесценна для человечества, как и труды Пифагора, сонеты Шекспира, открытия Эйнштейна. Она покоряет, завораживает, овладевает памятью.
Цена за талант оказалась слишком высокой. В жизни Моцарта было все - ошеломительный успех в детстве, блеск лучших концертных залов в зрелые годы, тщетные ожидания влиятельного покровительства и забвение. Гений умер в нищете, но его музыка стала бесценным достоянием, которое спустя столетия будет волновать, радовать, вызывать слезы и легкую грусть.
Важные даты в жизни Моцарта
• 1756 - рождение в австрийском городе Зальцбург
• 1762-1765 - гастроли по Европе. Юного Моцарта принимают при дворе Георга III (Англия) и Марии-Антуанетты (Франция)
• 1779 - должность штатного органиста в Зальцбургском архиепископстве
• 1781 - переезд в Вену, скорая женитьба
• 1791 - начало работы над «Реквиемом», смерть в возрасте 35 лет (Вена)
Детство Моцарта
Малыш Вольфганг Амадей появился на свет в дружной музыкальной семье. В детстве на формирование маленького гения большое влияние оказал отец. На собственном примере он показал сыну, что труд - главный путь к успеху. Без него невозможно раскрыть талант. Репетиции занимали у ребенка по 8-10 часов в день. Благодаря этому он стал гениальным виртуозом.
Близкие люди смотрели на мальчика, как на чудо. В трехлетнем возрасте, с трудом забираясь на стул рядом с клавесином, он мог повторить только что сыгранное отцом произведение. В четыре - сочинял музыку, которую отец перекладывал на нотную бумагу. В пять - записал свой первый менуэт. В шесть - профессионально играл на клавесине, органе, скрипке, мастерски импровизировал.
В 6 лет вместе с сестрой маленький Моцарт совершил длительное турне по Европе. В каждом городе его ждал успех и признание. Иногда ему устраивали экзамены. Например, закрывали клавиатуру тканью и просили играть пьесы. Вольфганг мог играть сложные пассажи одним пальцем, не глядя на клавиатуру определял высоту звука.
Взрослые годы
Путешествия по Европе заняли у юного Моцарта 10 лет. Отец надеялся, что за это время его талантливый сын найдет покровителя и станет придворным музыкантом. Но этого не случилось, и Вольфганг вернулся в родной город. В 17 лет он был трепетным юношей невысокого (около 160 см) роста с тонкими и не совсем правильными чертами лица. Ясные серые глаза смотрели задумчиво и серьезно.
Как и отец, молодой композитор получил должность музыканта при дворе Зальцбургского архиепископа. Но спустя 2 года он переехал в Вену и женился на Констанце Вебер. Здесь Моцарт продолжил сочинять музыку, давал уроки, поступил на службу в качестве «императорского и королевского камерного музыканта». В 1790 году умер его покровитель, император Йосиф. Новый монарх Леопольд II оказался безразличным к музыке гения.
Материальные трудности и преследование кредиторов заставляет Моцарта возобновить концертные путешествия. В 1790-1791 годах создаются последние оперы композитора, начинается работа над «Реквиемом» - хоровым произведением траурного характера. В нем он выразил свою любовь к людям, но закончить не успел. 20 ноября 1791 года музыкант почувствовал серьезное недомогание и слег. А уже 5 декабря гения не стало…
Человек, которому рукоплескали монархи Европы, которого одарил вниманием сам Папа Римский, умер в забвении и нищете. Подлинная слава пришла к композитору посмертно. Имя Моцарта стало символом величайшей музыкальной одаренности, гениальности, единства жизненной правды и красоты.
Загадка гения
Гениальность Моцарта не поддается описанию. Он в совершенстве владел всеми музыкальными жанрами и формами своей эпохи, сочинял концерты, симфонии, оперы, сонаты, трио, мессы, квартеты, дивертисменты. Его бессмертная музыка выдержана в тридцатисекундном ритме «громко-тихо». Она особым образом воздействует на человеческий мозг, исцеляет, придает сил, повышает умственные Слушать произведения Моцарта нужно всем - и малышам, и школьникам, и взрослым.
Знаменитые произведения Моцарта
19 опер, среди которых знамениты:
• 1767 - «Долг первой заповеди»
• 1767 - «Аполлон и Гиацинт»
• 1768 - «Придворная простушка»
• 1770 - «Митридат, царь Понтийский»
• 1774 - «Мнимая садовница»
• 1786 - «Свадьба Фигаро»
• 1787 - «Дон Жуан»
• 1791 - «Волшебная флейта»
Иные произведения
• 17 месс, в числе которых:
- «Большая месса» (1782)
- «Реквием» (1791) - недосягаемая вершина мировой классической музыки.
• 27 концертов для фортепиано с оркестром;
• 41 симфония.
В наши дни бессмертная музыка Моцарта звучит в небольших и крупных концертных залах, величественных оперных театрах. Его произведения обязательны в программе консерваторий и международных музыкальных конкурсов. О Моцарте пишут интересные книги, снимают фильмы, стараясь раскрыть красоту его музыки, рассказать о его необычном даре, полной взлетов и падений яркой жизни.