Все мы любим, выбираться летом на природу. Убежать от серых будней и мрачного мегаполиса в зеленый, ароматный лес. Что может быть еще приятнее и полезнее.В лесу всегда витает аромат трав, деревьев и, конечно же, животных. Будь то белка или лиса, аромат Вы почувствуете, так как Вы городской житель.Но если в лесу есть еще и озеро, речка или просто родничок, разнообразие запахов, а главное впечатлений увеличится в сотню раз.Пресные водоемы в нашем крае бывают разные - со стоячей водой, плавно переходящие в болота и с проточной водой - быстрые и не очень, реки.От места удаления от глобальных заселений людьми, обитатели водоемов будут в любом случае увеличивать свое разнообразие.Вот мы и подошли к важному вопросу: Какая цепь питания существует в пресном водоеме?Принцип жизни простой - растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Этими же растениями питаются животные, мелкого ранга. А вот хищные рыбы питаются рыбкой поменьше.Но давайте уточним: - какая вода в водоеме?Так вот есть различие! В стоячей воде живут: микроскопические водоросли (хлорелла, хламидомонада), далее циклопы и дафнии, ими в свою очередь кормится мелкая рыбешка (плотва, карась), затем идут хищники (наземные - цапля, подводные – щука, ерш, выдра). На хищную рыбу есть управа – хищная птица Скопа.Для водоема с проточной водой: первые это продуценты, так называют растения, которыми питаются (элодея, спирогира), затем консументы первого порядка: утки, растительноядные рыбы (карась, карп, плотва, вьюн), моллюски, бобры. Следующее звено – консументы второго порядка - хищные животные: цапля, щука, ерш, выдра. И завершает – консументы третьего порядка - птица Скопа, лиса.Вот теперь Вы знакомы с обитателями водоемов и их иерархической лестничкой. Иными словами, Вы узнали про местные цепи питания.
Прежде чем исполнить этот марш, рассказываю о том, что великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил детей. У него среди них было много маленьких друзей. Петр Ильич специально для ребят сочинил пьесы и составил сборник, который назвал «Детским альбомом». В этом сборнике есть «Марш деревянных солдатиков». Это марш игрушечных солдатиков. Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша, в которой слышится маленький барабан. После исполнения обычно задаю вопрос: «Похож ли этот марш на марш для взрослых? Можно себе представить, что под этот марш шагают, например, взрослые солдаты?» Такое предположение вызывает оживление, смех. «Чем же этот марш непохож на «взрослый» марш?» Дети отвечают: «Он маленький, веселый, довольно тихий А шагают солдатики легко или тяжело? Звуки в марше высокие или низкие, «тяжелые»?