Духовно-нравственная высота русской литературы, духовно-созидательные идеалы русских классиков; природа идеалов русских писателей - христианская, православная в русском качестве и существе; национальный облик поэтики русской классической литературы в значительной мере сформировался под мощным тысячелетним воздействием православно-христианских ценностей;
человек как "мера всех вещей" в западноевропейском сознании - и тревога русской классики за судьбы человечества на том этапе истории, когда стали обнаруживаться катастрофические последствия такого обожествления человека, когда показалось, что силою раскрепощённого разума можно легко устранить общественное неравенство. несовершенство и зло;
русский писатель остро ощущает кратковременность своего пребывания на земле, поэтому не прельщается материальной плотью мира, мирскими ценностями и благами; православная традиция воспитывает в писателе дар созерцания, являющийся основой эстетического восприятия;
в сознании русских писателей иерархия ценностей не людьми придумана - эта "мера вещей" объективна, явлена нам свыше, её можно ощутить в гармониии национального пейзажа, в музыке родного языка; перед лицом высшей правды ничто земное не может заставить поэта отступиться от неё;
русский писатель был убеждён, что любое жизнестроительство нужно начинать с себя, а не с окружения своего;
чувство красоты не довлеет и постоянно уравновешивается чувствами добра и правды;
для русской эстетики характерна незавершённость жанровых форм, даже их принципиальная незавершаемость - так русский писатель обозначает потенциальные возможности жизни к движению, к переменам;
Классика никогда не льстит нашему самолюбию, не потакает порокам и слабостям человеческим. она зовёт человека вперёд, она его тревожит, раздражает, делая явными грехи и несовершенства.
человек как "мера всех вещей" в западноевропейском сознании - и тревога русской классики за судьбы человечества на том этапе истории, когда стали обнаруживаться катастрофические последствия такого обожествления человека, когда показалось, что силою раскрепощённого разума можно легко устранить общественное неравенство. несовершенство и зло;
русский писатель остро ощущает кратковременность своего пребывания на земле, поэтому не прельщается материальной плотью мира, мирскими ценностями и благами; православная традиция воспитывает в писателе дар созерцания, являющийся основой эстетического восприятия;
в сознании русских писателей иерархия ценностей не людьми придумана - эта "мера вещей" объективна, явлена нам свыше, её можно ощутить в гармониии национального пейзажа, в музыке родного языка; перед лицом высшей правды ничто земное не может заставить поэта отступиться от неё;
русский писатель был убеждён, что любое жизнестроительство нужно начинать с себя, а не с окружения своего;
чувство красоты не довлеет и постоянно уравновешивается чувствами добра и правды;
для русской эстетики характерна незавершённость жанровых форм, даже их принципиальная незавершаемость - так русский писатель обозначает потенциальные возможности жизни к движению, к переменам;
Классика никогда не льстит нашему самолюбию, не потакает порокам и слабостям человеческим. она зовёт человека вперёд, она его тревожит, раздражает, делая явными грехи и несовершенства.