В письмах и дневниках Чайковского почти нет сведений о создании "Вариаций на тему рококо". Единственным свидетельством о времени сочинения Вариаций является в фраза в письме к брату Анатолию Ильичу от 15 декабря 1876 г.: "Пишу варьяции для Cello solo с оркестром". Но в это время Чайковский довольно много сочинял. Объясняя А.И. и Л.В.Давыдовым свой отказ приехать в Каменку на Рождестве, Чайковский писал 18 декабря 1876 г. "...набралось много работ и в том числе заказанных за деньги, которые очень удобно будет кончить во время свободных нескольких дней". Можно предположить, что сочинение "Вариаций" было завершено в конце года или в самом начале следующего (1877). Вероятно, клавир в ближайшие месяцы был передан известному виолончелисту, профессору Московской консерватории, другу композитора В.Фитценхагену для уточнения штрихов, аппликатуры, словом, тех деталей, что Чайковский называл "указаниями специального свойства".Что явилось причиной создания Вариаций, все-таки неизвестно. Примечательно, что всего за полтора года до начала работы над этим сочинением - 25 марта 1875 г. - в газете "Русские ведомости" N 66 Чайковский в своей статье высказался, что "виртуозное процветание виолончели так приходит к последнему фазису упадка,... его репертуар в продолжение уж многих лет нисколько не обогащается новыми произведениями".Как известно, Вариации композитор посвятил В.Фитценхагену. Его отменное владение инструментом не раз самым положительным образом отмечал Чайковский. Однако заметим, что никогда его отзывы не сопровождались теми восхищенными эпитетами, которыми удостаивалось искусство другого русского виолончелиста К.Ю.Давыдова, ставящее его, по словам Чайковского, "во главе всех существующих виолончелистов". Это обстоятельство позволяет предполагать, что, возможно, именно К.Ю.Давыдов, общение с ним побудило Чайковского сочинить крупное концертное произведение для виолончели с оркестром. Однако сам Чайковский никогда об этом никогда не упоминал, а 4 года спустя (1880 г.) посвятил К.Ю.Давыдову "Итальянское каприччио".