В качестве примера демократического строя можно выделить полис Афины в V в до н.э и современные Соединённые Штаты Америки. Два совершенно разных подхода к пониманию демократии. В Афинах в то время существовал институт рабства, в современных США, это невозможно, но тем не менее, данные государственные образования – демократические. В качестве произведений искусств Афин можно выделить: статую Зевса Олимпийского, статую Афины Промахос в Парфеноне, изготовленную ваятелем Фидием, Акрополь, изваяние «дискобол» и сотни тысяч других статуй и произведений искусства. В качестве примера искусства современных США можно выделить старую «статую Свободы», здание Сената и Конгресса, здание Верховного суда США, памятник Линкольну и многие другие.
В качестве примеров авторитарного режима, можно выделить режимы Саддама Хусейна в Ираке, Муаммара Каддафи в Ливии, президента Лукашенко в Белоруссии, президента Назарбаева в Казахстане и Владимира Путина в РФ. Таким типам правления свойственны почитание вождя и бессменного лидера и установление им памятников на государственном или частном уровне. Как правило, искусство в таких странах начинает деградировать. В качестве одного из примеров, можно привести скульптуру якутского «навозного петуха» в селе Уолба высотой 3,5 метра.
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.). Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.
В качестве примера демократического строя можно выделить полис Афины в V в до н.э и современные Соединённые Штаты Америки. Два совершенно разных подхода к пониманию демократии. В Афинах в то время существовал институт рабства, в современных США, это невозможно, но тем не менее, данные государственные образования – демократические. В качестве произведений искусств Афин можно выделить: статую Зевса Олимпийского, статую Афины Промахос в Парфеноне, изготовленную ваятелем Фидием, Акрополь, изваяние «дискобол» и сотни тысяч других статуй и произведений искусства. В качестве примера искусства современных США можно выделить старую «статую Свободы», здание Сената и Конгресса, здание Верховного суда США, памятник Линкольну и многие другие.
В качестве примеров авторитарного режима, можно выделить режимы Саддама Хусейна в Ираке, Муаммара Каддафи в Ливии, президента Лукашенко в Белоруссии, президента Назарбаева в Казахстане и Владимира Путина в РФ. Таким типам правления свойственны почитание вождя и бессменного лидера и установление им памятников на государственном или частном уровне. Как правило, искусство в таких странах начинает деградировать. В качестве одного из примеров, можно привести скульптуру якутского «навозного петуха» в селе Уолба высотой 3,5 метра.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).
Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.