Классическим образцом образования национальных государств в Европе периода развитого и позднего феодализма является история государственного образования Франции, и этим образцом Франция оставалась вплоть до XIX в. , когда французская классическая государственность была уничтожена Великой Французской революцией 1789 г. В период развитого и позднего феодализма Франция играла почти исключительную, приоритетную роль во всех областях европейской жизни — экономической, политической, культурной. Созданная Карлом Великим в IX в. империя Каролингов распалась. Наступил период феодальной раздробленности. К XI в. создаются внутриполитические и внутриэкономические предпосылки (рост городов, торговли, ремесла, изменение характера королевской власти во Франции) , а также внешнеполитические предпосылки для выхода из ситуации феодальной раздробленности. Это государство начинает играть заметную роль в геополитической структуре Европы XI в. Объединение Франции началось с севера. В этом процессе консолидирующим началом выступила королевская власть. В объединительной политике французских королей их поддерживали города, оказывая им финансовую и военную поддержку. Королю его вассалы, рыцарство других областей, непосредственно ему не принадлежавших, а также духовенство, придавая королевской власти ореол святости и тем самым укрепляя авторитет самого монарха. Объединение Франции началось с небольшого королевского домена Иль-де-Франс. В эту эпоху король Франции был лишь первым среди равных. Когда герцогу Рогану предложили стать королем Франции, он отказался: «Я — Роган! И этим все сказано. » Положение короля в этот период было незавидным, и король явно проигрывал в сравнении с Роганом и многими другими представителями французской аристократии. Долгое время власть французского короля ограничивалась его доменом. И даже в домене, не говоря уже об остальных областях Франции, власть короля была очень слабой. Париж, столица королевского домена, принадлежал не только королю. Значительной его частью владел епископ Парижский. Подданные короля — графы, герцоги, высшие прелаты — владели гораздо большими территориями (например, Нормандия, Бургундия, Аквитаня, Анжу, Наварра и др.) , которые превосходили королевский домен в несколько раз. Неудивительно, что крупные феодалы относились к королю скептически, и власть его над ними была формальной. Терпимость подданных и короля по отношению друг к другу на севере Франции была гораздо большей, чем на юге. Крупные сеньоры южной и Юго-восточной Франции не признавали королевского сюзеренитета и вели себя совершенно независимо от французского короля. Аквитанские и Гасконские герцоги именовались королями и не считались с королями новой французской династии Капегингов. Капетинги стали создателями Французского государства. Династия Капетингов находилась в родстве с русским князьями через дочь Ярослава Мудрого, Анну Ярославну, выданную замуж за французского короля Генриха I Капета, которому наследовал их сын король Филипп I. В первой половине XII в. Капетинги начинают государственную объединительную политику со своего домена. Первые серьезные шаги в этом направлении были сделаны королями Людовиком VI Толстым (1108-1137) и Людовиком VII (1137-1180). В их политике им активно церковь. Канцлер Франции (некоторое время он являлся единоличным правителем страны, когда Людовик VII принимал участие во Втором Крестовом походе) , аббат главного королевского аббатства Сен-Дени Сугерий (1182-1152) продолжил политику короля, направленную на укрепление системы правосудия, финансов, обеспечение единства государства и исполнение законов.
Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» — картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм.
А. Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику» А. С. Пушкина
В 1903 году Бенуа создал серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина«Медный всадник» — одному из шедевров отечественной книжной графики. Однако они были отвергнуты как «декадентские».Иллюстрации приобрёл С.П.Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904. № 1). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». В 1905 году художник продолжил работу над иллюстрациями — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Евгении. В 1917-м книгу набрали в типографии Р.Р.Голике и А.И.Вильборга, но предприятие это было национализировано, и книга увидела свет только в 1923 году — под маркой Комитета популяризации художественных изданий. Печаталась она в Государственной типографии им. Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В.И.Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа.
В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций, и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.
«Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. По некоторым сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в сотрудничестве с типографией И.Кадушина. На книгу была установлена высокая розничная цена — 3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.
В 1908—1911 годах — художественный руководитель «Русских сезонов» Сергея Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусство.
В 1911 году выходит лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А.Н. Бенуа. Основой оформительского замысла служат 6 страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизводит городскую архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Чёрт и Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация — Смерть задёргивает театральный занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы — рождает прямую аналогию с концом спектакля.
Хотя впоследствии критики не раз отмечали недостатки иллюстраций к «Пиковой даме», «графический наряд» которой представлялся им слишком пышным, картинным и несколько тяжеловесным для «“нагой прелести” пушкинского текста», тем не менее выход книги стал значительным событием русской художественной жизни начала XX века, а современники Бенуа видели в ней живое воплощение духа артистизма.
Созданная Карлом Великим в IX в. империя Каролингов распалась. Наступил период феодальной раздробленности. К XI в. создаются внутриполитические и внутриэкономические предпосылки (рост городов, торговли, ремесла, изменение характера королевской власти во Франции) , а также внешнеполитические предпосылки для выхода из ситуации феодальной раздробленности. Это государство начинает играть заметную роль в геополитической структуре Европы XI в.
Объединение Франции началось с севера. В этом процессе консолидирующим началом выступила королевская власть. В объединительной политике французских королей их поддерживали города, оказывая им финансовую и военную поддержку. Королю его вассалы, рыцарство других областей, непосредственно ему не принадлежавших, а также духовенство, придавая королевской власти ореол святости и тем самым укрепляя авторитет самого монарха.
Объединение Франции началось с небольшого королевского домена Иль-де-Франс. В эту эпоху король Франции был лишь первым среди равных. Когда герцогу Рогану предложили стать королем Франции, он отказался: «Я — Роган! И этим все сказано. » Положение короля в этот период было незавидным, и король явно проигрывал в сравнении с Роганом и многими другими представителями французской аристократии.
Долгое время власть французского короля ограничивалась его доменом. И даже в домене, не говоря уже об остальных областях Франции, власть короля была очень слабой. Париж, столица королевского домена, принадлежал не только королю. Значительной его частью владел епископ Парижский. Подданные короля — графы, герцоги, высшие прелаты — владели гораздо большими территориями (например, Нормандия, Бургундия, Аквитаня, Анжу, Наварра и др.) , которые превосходили королевский домен в несколько раз. Неудивительно, что крупные феодалы относились к королю скептически, и власть его над ними была формальной.
Терпимость подданных и короля по отношению друг к другу на севере Франции была гораздо большей, чем на юге. Крупные сеньоры южной и Юго-восточной Франции не признавали королевского сюзеренитета и вели себя совершенно независимо от французского короля. Аквитанские и Гасконские герцоги именовались королями и не считались с королями новой французской династии Капегингов. Капетинги стали создателями Французского государства. Династия Капетингов находилась в родстве с русским князьями через дочь Ярослава Мудрого, Анну Ярославну, выданную замуж за французского короля Генриха I Капета, которому наследовал их сын король Филипп I.
В первой половине XII в. Капетинги начинают государственную объединительную политику со своего домена. Первые серьезные шаги в этом направлении были сделаны королями Людовиком VI Толстым (1108-1137) и Людовиком VII (1137-1180). В их политике им активно церковь. Канцлер Франции (некоторое время он являлся единоличным правителем страны, когда Людовик VII принимал участие во Втором Крестовом походе) , аббат главного королевского аббатства Сен-Дени Сугерий (1182-1152) продолжил политику короля, направленную на укрепление системы правосудия, финансов, обеспечение единства государства и исполнение законов.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм.
А. Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику» А. С. Пушкина
В 1903 году Бенуа создал серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина«Медный всадник» — одному из шедевров отечественной книжной графики. Однако они были отвергнуты как «декадентские».Иллюстрации приобрёл С.П.Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904. № 1). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». В 1905 году художник продолжил работу над иллюстрациями — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Евгении. В 1917-м книгу набрали в типографии Р.Р.Голике и А.И.Вильборга, но предприятие это было национализировано, и книга увидела свет только в 1923 году — под маркой Комитета популяризации художественных изданий. Печаталась она в Государственной типографии им. Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В.И.Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа.
В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций, и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.
«Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. По некоторым сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в сотрудничестве с типографией И.Кадушина. На книгу была установлена высокая розничная цена — 3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.
В 1908—1911 годах — художественный руководитель «Русских сезонов» Сергея Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусство.
В 1911 году выходит лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А.Н. Бенуа. Основой оформительского замысла служат 6 страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизводит городскую архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Чёрт и Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация — Смерть задёргивает театральный занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы — рождает прямую аналогию с концом спектакля.
Хотя впоследствии критики не раз отмечали недостатки иллюстраций к «Пиковой даме», «графический наряд» которой представлялся им слишком пышным, картинным и несколько тяжеловесным для «“нагой прелести” пушкинского текста», тем не менее выход книги стал значительным событием русской художественной жизни начала XX века, а современники Бенуа видели в ней живое воплощение духа артистизма.