Архитектура каждого города есть отражение его истории — с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара — Краснодара в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона,Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица.Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города — очень редкая — типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. ентальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г.Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу «общее во всей империи городское устройство». С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церков, Екатерининский собор, трехэтажный дом Армянского благотворительного общества и др.С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы «Метрополь», реконструировал гостиницу «Центральную», проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность а с 1870 г. — войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны «в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г.»К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате.1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.К сожалению, это великолепное творение российских зодчих «боевым приказом» Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку. В недалёком памятник был востановлен.Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.
В один из тяжелых дней я бежал от угрюмого лика общества и возмущающего голову городского шума и направил свои усталые шаги в просторную долину. Следуя приветливому течению ручейка, под музыкальный щебет птиц, я добрался до уединенного местечка, где ниспадающие ветви деревьев не позволяли солнцу прикоснуться к земле. Я стоял там, радуясь всей душой — изжаждавшейся душой, знавшей только мираж жизни, но не ее сладость. Я углубился в раздумья, и дух мой поднимался все выше к тверди небесной, когда передо мной вдруг предстала Гурия, наготу которой прикрывал только виноградный листок, а золотые волосы украшал только венок из маков. Заметив мое изумление, она приветствовала меня следующими словами: — Не пугайся, я — нимфа леса. — Но как может такая красота обитать здесь скажи мне, кто ты и откуда взялась? — попросил я. — Я — символ Природы! — ответила она, изящным движением опускаясь на зеленую траву. — Я — Вечная дева, которую почитали твои предки, и в мою честь возводили они святилища и храмы… — Но храмы эти разорены, а кости моих благочестивых предков смешались с землей, — осмелился сказать я, — ничто теперь не напоминает об их богине, кроме нескольких жалких и полузабытых страниц истории. — Некоторые богини живут столько, сколько их чтят, и умирают вместе со своими поклонниками, другие живут вечно и бесконечно. Жизнь мою поддерживает мир Красоты, которую ты можешь увидеть повсюду, куда бы ни обратился твой взгляд, ибо Красота эта есть сама Природа; в ней начало счастья пастуха на холмах, радости земледельца посреди поля и удовольствия наполненных благоговением племен гор и равнин. Эта Красота подводит мудрого к престолу Истины. — Красота — это ужасная сила! — воскликнул я. — Люди боятся всего, даже самих себя. Вы опасаетесь неба — источника духовного мира; вы страшитесь Природы — пристанища отдыха и спокойствия; вы боитесь благого Бога и обвиняете Его в гневе, хотя Он полон любви и милосердия. После глубокого молчания, смешанного со сладостными мечтаниями, я попросил: — Расскажи мне о той Красоте, которую люди толкуют и понимают каждый в оответствии с собственным разумением; я видел, что ее чтут и поклоняются ей различным образом и Красота, — ответила она, — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать. Когда ты встречаешься с красотой, твоя внутренняя суть протягивает к ней из глубин твоего существа руки, чтобы привлечь ее к сердцу. Она — великолепие, сотканное из печали и радости; она — это Незримое, вдруг увиденное тобой, и постигнутое тобой Непонятное, и вдруг услышанное Безмолвие. . . это — Святая Святых, начинающееся в тебе самом и заканчивающееся далеко за пределами земного воображения. И тогда нимфа леса приблизилась ко мне и прикрыла пропитанной ароматами рукой мои глаза. А когда она отняла ладонь, я обнаружил, что остался в долине один. Потом я вернулся в город, суета которого более не раздражала меня, повторяя ее слова: «Красота — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать».
ентальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г.Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу «общее во всей империи городское устройство». С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церков, Екатерининский собор, трехэтажный дом Армянского благотворительного общества и др.С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы «Метрополь», реконструировал гостиницу «Центральную», проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность а с 1870 г. — войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны «в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г.»К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате.1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.К сожалению, это великолепное творение российских зодчих «боевым приказом» Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г.
сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку. В недалёком памятник был востановлен.Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.
Я углубился в раздумья, и дух мой поднимался все выше к тверди небесной, когда передо мной вдруг предстала Гурия, наготу которой прикрывал только виноградный листок, а золотые волосы украшал только венок из маков. Заметив мое изумление, она приветствовала меня следующими словами: — Не пугайся, я — нимфа леса. — Но как может такая красота обитать здесь скажи мне, кто ты и откуда взялась? —
попросил я. — Я — символ Природы! — ответила она, изящным движением опускаясь на зеленую траву. — Я — Вечная дева, которую почитали твои предки, и в мою честь возводили они святилища и храмы… — Но храмы эти разорены, а кости моих благочестивых предков смешались с землей, — осмелился сказать я, — ничто теперь не напоминает об их богине, кроме нескольких жалких и полузабытых страниц истории. — Некоторые богини живут столько, сколько их чтят, и умирают вместе со своими поклонниками, другие живут вечно и бесконечно. Жизнь мою поддерживает мир Красоты, которую ты можешь увидеть повсюду, куда бы ни обратился твой взгляд, ибо Красота эта есть сама Природа; в ней начало счастья пастуха на холмах, радости земледельца посреди поля и удовольствия наполненных благоговением племен гор и равнин. Эта Красота подводит мудрого к престолу Истины. — Красота — это ужасная сила! — воскликнул я. — Люди боятся всего, даже самих себя. Вы опасаетесь неба — источника духовного мира; вы страшитесь Природы — пристанища отдыха и спокойствия; вы боитесь благого Бога и обвиняете Его в гневе, хотя Он полон любви и милосердия. После глубокого молчания, смешанного со сладостными мечтаниями, я попросил: — Расскажи мне о той Красоте, которую люди толкуют и понимают каждый в оответствии с собственным разумением; я видел, что ее чтут и поклоняются ей различным образом и Красота, — ответила она, — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать. Когда ты встречаешься с красотой, твоя внутренняя суть протягивает к ней из глубин твоего существа руки, чтобы привлечь ее к сердцу. Она — великолепие, сотканное из печали и радости; она — это Незримое, вдруг увиденное тобой, и постигнутое тобой Непонятное, и вдруг услышанное Безмолвие. . . это — Святая Святых, начинающееся в тебе самом и заканчивающееся далеко за пределами земного воображения. И тогда нимфа леса приблизилась ко мне и прикрыла пропитанной ароматами рукой мои глаза. А когда она отняла ладонь, я обнаружил, что остался в долине один. Потом я вернулся в город, суета которого более не раздражала меня, повторяя ее слова: «Красота — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать».