Вобразе роланда французский народ воплотил свои представления о воине-герое. в основе «песни о роланде» лежат подлинные, но художественно переосмысленные события, относящиеся к viii веку. летописец карла великого эйнхард сообщает, что в 778 году король франков предпринял первый поход для освобождения испании от арабов (мавров). захватив несколько городов, карл дошел до сарагосы, но здесь встретил сильное сопротивление и был вынужден повернуть обратно. во время отступления арьергард французского войска попал в засаду в ронсевальском ущелье в пиренеях, где был атакован басками и уничтожен. в этом бою погиб один из прославленных пэров франции — граф бретани хруотланд, оставшийся в легендах как роланд. долгое время летописцы умалчивали об этом печальном событии, но в народной памяти оно сохранилось и существовало в «песенной », которая и была позднее записана. «песнь о роланде» — самая знаменитая поэма героического народного эпоса средневековой франции. эти поэмы называют еще «песнями о деяниях» или «песнями о подвигах». неизвестный автор предлагает читателям заглянуть в прошлое, пройти вместе с роландом и его арьергардом в ущелье, испытать горечь поражения и увидеть по-настоящему храбрых людей. настоящий рыцарь — это смелый, отважный воин-патриот, который всегда держит свое слово. это верный вассал короля, который не предаст его ни при каких обстоятельствах. это борец с врагами христианской веры, защитник обездоленных, который до смерти выполняет свой долг. умирая, роланд думает только о выполненном долге и вспоминает товарищей по оружию. роланд — идеальный рыцарь, патриот, правдолюбец. именно эти качества и являются главными критериями рыцарского долга. смел и отважен роланд в битвах с врагом, но «быть смелым мало — быть разумным должно». только тогда можно одержать победу, сохранить честь отчизны, — а это и есть основная рыцаря. герой понимает, что переоценил свои силы, приняв неравный бой. и все же он мужественно сражается до самого конца. безжалостно разит он неприятеля, хоть сам едва жив, и от боли у него темно в глазах. бесстрашный рыцарь стойко принимает смерть, и даже умирая, думает лишь о своей стране, о выполненном долге и товарищах по оружию. древнее французское сказание открывает перед нами страницу рыцарской жизни и показывает, кто такие настоящие рыцари и что для них значит долг. долг рыцаря — смело сражаться до последней минуты за своего короля, за свою отчизну. сражаться, сохраняя твердость духа и верность своей стране, но в то же время не теряя рассудка, умея принимать правильные решения.
Кучер селифан и лакей петрушка ("мертвые души" н.в.гоголь)— это двое крепостных слуг павла ивановича чичикова, это дворовые, то есть крепостные, оторванные барином от земли и взятые в личное услужение. чтобы они лучше ухаживали за барином, дворовым часто не позволяли жениться (а женщинам выходить замуж). жизнь их была тяжела. хотя гоголь юмористически описывает процесс чтения крепостного слуги чичикова, его "страсть к чтению", но всё же факт распространения грамотности среди крепостных важен уже сам по себе. что петрушка читал книги, случайно попадавшие ему в руки, — опять реальное замечание: откуда же мог он брать книги по выбору, когда у него нет ни денег, ни возможности познакомиться, подружиться с тем, кто дал бы ему интересную для него книгу. но он читал, и это важная черта его образа. в комедии н.в. гоголя "ревизор" нет шаблонных образов. даже осип не имеет ничего общего с образом слуги-пройдохи, который так прочно закрепился в и мировой комедийной , или слуги-резонёра, всерьёз внушающего барину ту или иную моральную истину. только такой слуга, как осип, и мог быть у барина вроде хлестакова. человек со смекалкой, со здоровым юмором, презрительно относящийся к своему барину, развращённый праздной, паразитической жизнью, он стал слугой-плутом потому, что живёт среди бесчестных людей, взяточников, мошенников и плутов. слова осипа о прелестях столичной жизни, по существу, представления о петербурге, в которых десятки тысяч дворовых, ютящихся в жалких чуланах вельможных особняков, ведут подневольное, праздное, в сущности, горькое и постылое существование. типичным образом слуги осипа является образ слуги захара в произведении и. а. гончарова "обломов". но прежде, чем приступить к характеристике этого образа, рассмотрим суть самого названия произведения. слово "обломовщина" служит ключом к разгадке многих явлений жизни. замечательна не только сама глубокая содержательность этого слова — "обломовщина", но и то, как оно было произнесено: "ясно и твёрдо, без отчаяния и без надежд, но и с полным сознанием истины." обломовщина порождена порядком, узаконивающим право помещика пользоваться трудом трёхсот захаров. в обломовщине "ключ к разгадке" и той дикости, в которой живут триста захаров, и упадка обломовского хозяйства, и политического консерватизма помещичьего сословия. пороги крепостничества были сведены воедино, объяснены через одно понятие — обломовщина. но "обломовщина" — социально-нравственное понятие