Раз большой, то лови) Впервые человек стал задумываться о своём происхождении очень давно, в доисторические времена. Каждое племя имело свой тотем — священное животное, от которого, как считалось, оно вело свой род. Это могли быть птица, олень, медведь и т.д. Почитание тотемов и теперь сохранилось у некоторых племён, живущих по обычаям предков. Очевидно, что на заре своей истории человек не видел ничего зазорного в том, что произошёл от животных, и это даже являлось предметом своеобразной гордости. Но в христианских странах вплоть до XIX в. подобные предположения считались абсолютно недопустимыми. Впрочем, смельчаков, рискующих опровергать теорию о сотворении человека Богом из глины на шестой день творения, почти и не находилось. Противники эволюционных идей даже создали особое учение — креационизм, научно обосновывавшее акт божественного творения. В XIX в. креационизм составлял вполне серьёзную научную оппозицию теориям эволюции. Виднейшим из биологов-креационистов был Жорж Кювье. Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студентов, например, продолжает верить в то, что человек сотворён Богом, как сказано в Библии. Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка: «Десять тысяч лет спустя существа, населяющие Землю, будут с негодованием отрицать своё происхождение от человека». Чарлз Дарвин в своём прославленном труде «Происхождение видов» (1859 г.) весьма вскользь коснулся вопроса происхождения человека, заметив лишь, что на него также «будет пролит свет». Однако уже этот скромный намёк вызвал целый шквал негодования. Философ и историк Томас Карлейль назвал книгу Дарвина «евангелием грязи». Лишь 12 лет спустя Дарвин выпустил отдельную книгу «Происхождение человека и половой отбор». Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Человек разумный (Ноmo sapiens) относится к семейству людей, подотряду человекообразных обезьян отряда приматов. Первые приматы появились около 70 млн лет назад, первые человекообразные обезьяны — 34 млн лет назад. В последнее время учёные предложили совершенно новый определения степени родства любых живых организмов. Они сравнивают, насколько совпадает строение ДНК двух живых существ. Чем меньше совпадений — тем дальше родство. Этот метод применили и к человекообразным обезьянам. После сравнения выяснилось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2,5%, немногим больше — от гориллы, а от низших обезьян — более чем на 10%. По всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы — точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни — «древесная обезьяна»), т.к. он обитал на деревьях. В 1856 г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы и человека. Во времена жизни дриопитеков значительную часть суши затронуло изменение климата: тропические джунгли исчезали и сменялись пространствами, лишёнными лесов. Это обстоятельство не могло не сказаться и на образе жизни животных. Иные отступали под прикрытие исчезающего леса, другие старались при ся к жизни на открытой местности. Так жизнь заставила дриопитеков «спуститься с деревьев на землю». Австралопитеки (по-латыни — «южные обезьяны»), обитавшие в степях Африки, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, о чём свидетельствует строение тазовых костей австралопитеков. Хождение на двух ногах, кстати говоря, принесло человеку массу неудобств. Скорость его передвижения сразу замедлилась, роды стали мучительными (в отличие от четвероногих). Но, видимо, преимущества этого передвижения перевешивали. В чём же они заключались? Высвободились две передние конечности — руки. Теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия. Орудия, как известно, могут применять многие звери и птицы. (К примеру, стервятники разбивают страусиные яйца, бросая в них камни, — см). Но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё большую, невиданную прежде роль. Австралопитеки, судя по всему, ещё не обрабатывали своих орудий, а просто использовали то, что находили: помимо палок и камней крупные кости, рога антилоп. Ими можно было, например, отбить от стада и убить антилопу, отогнать хищника от его добычи. Вторым «достижением» австралопитеков стала постепенная утрата «шубы из густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма. Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., а наиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, — в 1974 г. в Эфиопии. Принадлежал он 40-летней женщине, жившей 3 млн лет тому назад, которую учёные прозвали «Люси».
Вера Артишок - моя подруга. В ее жизни случилось странное событие. Однажды в открытую балконную дверь ее комнаты влетела птица. Как потом оказалось, это была канарейка. Как птица могла оказаться на воле - никто не знал. Но теперь новым местом проживания постоянная комната Веры. Родители девушки купили клетку, чтобы дать канарейке нормальную птичью жизнь, и поставили клетку на подоконник, покрасили белой краской. Когда солнечный луч падал на него, он блестело, и это канарейке так нравилось, что она начинала подпрыгивать и петь. Конечно, чтобы серьезно присматривать за канарейкой, нужны знания. Прежде всего, советы друзей, но после первого несчастного случая Вера села за специальные книжки. Что же произошло? Однажды Вера села возле клетки с мороженым и посматривала на Масю, как она звала птицу. И она в свою очередь одним глазом наблюдала за Верой и ее мороженым, а самая притворялась, что ей безразлично. И вдруг взлетела из жерди и крикнула.
- Тебе дать кусочек? - спросила подруга, и остатки мороженого положила в маленькую чашку, где обычно была вода. Воды в чашке не было, а с мороженым канарейки расправилась мгновенно. Вечером пичужка была едва живая. Вера едва не плакала. Все обошлось, но девушка решила: все, никакого мороженого! За книжки! Из книжек Вера, а с ней и я, узнала, что канарейки живут на Канарских островах, которые находятся в Атлантическом океане. В скором времени у Веры появился глобус, который она поставила на стол. На нем красным фломастером определила те места, где живут птицы, так как оказалось, что канарейки живут и на Азорских островах, и в Африке. Мася очень любит летать по комнате. Садится на люстру, оттуда летит на шкаф. Особый интерес Мася получает от телефона, который стоит на письменному столе. Услышав звонок, канарейку начинает петь так громко, что ее слышно на втором конце телефонного провода. Часто и я звоню по телефону подруге, чтобы услышать канарейку
Впервые человек стал задумываться о своём происхождении очень давно, в доисторические времена. Каждое племя имело свой тотем — священное животное, от которого, как считалось, оно вело свой род. Это могли быть птица, олень, медведь и т.д. Почитание тотемов и теперь сохранилось у некоторых племён, живущих по обычаям предков. Очевидно, что на заре своей истории человек не видел ничего зазорного в том, что произошёл от животных, и это даже являлось предметом своеобразной гордости. Но в христианских странах вплоть до XIX в. подобные предположения считались абсолютно недопустимыми. Впрочем, смельчаков, рискующих опровергать теорию о сотворении человека Богом из глины на шестой день творения, почти и не находилось. Противники эволюционных идей даже создали особое учение — креационизм, научно обосновывавшее акт божественного творения. В XIX в. креационизм составлял вполне серьёзную научную оппозицию теориям эволюции. Виднейшим из биологов-креационистов был Жорж Кювье. Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студентов, например, продолжает верить в то, что человек сотворён Богом, как сказано в Библии. Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка: «Десять тысяч лет спустя существа, населяющие Землю, будут с негодованием отрицать своё происхождение от человека». Чарлз Дарвин в своём прославленном труде «Происхождение видов» (1859 г.) весьма вскользь коснулся вопроса происхождения человека, заметив лишь, что на него также «будет пролит свет». Однако уже этот скромный намёк вызвал целый шквал негодования. Философ и историк Томас Карлейль назвал книгу Дарвина «евангелием грязи». Лишь 12 лет спустя Дарвин выпустил отдельную книгу «Происхождение человека и половой отбор». Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Человек разумный (Ноmo sapiens) относится к семейству людей, подотряду человекообразных обезьян отряда приматов. Первые приматы появились около 70 млн лет назад, первые человекообразные обезьяны — 34 млн лет назад. В последнее время учёные предложили совершенно новый определения степени родства любых живых организмов. Они сравнивают, насколько совпадает строение ДНК двух живых существ. Чем меньше совпадений — тем дальше родство. Этот метод применили и к человекообразным обезьянам. После сравнения выяснилось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2,5%, немногим больше — от гориллы, а от низших обезьян — более чем на 10%. По всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы — точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни — «древесная обезьяна»), т.к. он обитал на деревьях. В 1856 г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы и человека. Во времена жизни дриопитеков значительную часть суши затронуло изменение климата: тропические джунгли исчезали и сменялись пространствами, лишёнными лесов. Это обстоятельство не могло не сказаться и на образе жизни животных. Иные отступали под прикрытие исчезающего леса, другие старались при ся к жизни на открытой местности. Так жизнь заставила дриопитеков «спуститься с деревьев на землю». Австралопитеки (по-латыни — «южные обезьяны»), обитавшие в степях Африки, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, о чём свидетельствует строение тазовых костей австралопитеков. Хождение на двух ногах, кстати говоря, принесло человеку массу неудобств. Скорость его передвижения сразу замедлилась, роды стали мучительными (в отличие от четвероногих). Но, видимо, преимущества этого передвижения перевешивали. В чём же они заключались? Высвободились две передние конечности — руки. Теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия. Орудия, как известно, могут применять многие звери и птицы. (К примеру, стервятники разбивают страусиные яйца, бросая в них камни, — см). Но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё большую, невиданную прежде роль. Австралопитеки, судя по всему, ещё не обрабатывали своих орудий, а просто использовали то, что находили: помимо палок и камней крупные кости, рога антилоп. Ими можно было, например, отбить от стада и убить антилопу, отогнать хищника от его добычи. Вторым «достижением» австралопитеков стала постепенная утрата «шубы из густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма. Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., а наиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, — в 1974 г. в Эфиопии. Принадлежал он 40-летней женщине, жившей 3 млн лет тому назад, которую учёные прозвали «Люси».
- Тебе дать кусочек? - спросила подруга, и остатки мороженого положила в маленькую чашку, где обычно была вода. Воды в чашке не было, а с мороженым канарейки расправилась мгновенно.
Вечером пичужка была едва живая. Вера едва не плакала. Все обошлось, но девушка решила: все, никакого мороженого! За книжки! Из книжек Вера, а с ней и я, узнала, что канарейки живут на Канарских островах, которые находятся в Атлантическом океане. В скором времени у Веры появился глобус, который она поставила на стол. На нем красным фломастером определила те места, где живут птицы, так как оказалось, что канарейки живут и на Азорских островах, и в Африке. Мася очень любит летать по комнате. Садится на люстру, оттуда летит на шкаф. Особый интерес Мася получает от телефона, который стоит на письменному столе. Услышав звонок, канарейку начинает петь так громко, что ее слышно на втором конце телефонного провода. Часто и я звоню по телефону подруге, чтобы услышать канарейку