Амир Султанович Арсланов родился в 1926 году в деревне Калынали Туймазинского района Башкирии. «Деревня наша очень красивая, – говорил он, – С одной стороны высокие горы, наш дом стоял у самого их подножья. В горах из-под земли выбивается множество родничков. С другой стороны протекает небольшая речка, в которой мы в детстве любили купаться, недалеко от деревни большой лес». Эти воспоминания всегда жили в душе художника и питали его творчество. В доме отца, колхозного кузнеца, было десять детей. Рано потерявший мать, лишенный материнской ласки и заботы, Амир Султанович с юных лет познал тяжесть крестьянского груда, лишения и голод.
В 1941 году он уехал из деревни, поступил учиться в Белебеевское педучилище, но не закончил его. Семнадцатилетним юношей был призван в Советскую Армию. В 1944 году, будучи шофером, возил снаряда на передовую, затем был стрелком стрелковой дивизии II Прибалтийского фронта с боями Латвию, Литву, Эстонию. Войну закончил на передовой в г. Шауляе. После этого служил пять лет в Ленинграде, Гатчине.
Ленинград с его архитектурными памятниками и музеями впервые открыл перед Арслановым мир большого искусства, здесь зародилась его мечта стать художником. В короткие часы, свободные от службы, он посещает музеи, работает над собой – рисует, пишет этюды. В 1950 году, демобилизовавшись из армии, Арсланов приезжает в Уфу и поступает учиться на художественное отделение училища искусств В 1955 году успешно заканчивает и едет работать в город Октябрьский. Здесь проходит значительная часть его жизни, создано много произведений.
Сохранились ранние работы художника, созданные в пятидесятые годы. В них воплощены живописный дар автора, его эмоциональность, поэтичность в восприятии окружающего Вот, небольшой этюд «Отчий дом» (1956) написан после долгой разлуки с родиной. Этот скромный деревенский мотив исполнен тихой грусти и раздумья. Художник внимательно передает состояние серого дня, окрасившего природу в сдержанные тона. В тоже время от его внимательного взгляда не ускользают голубые тени на снегу, красивая игра серебристо-коричневых тонов.
В числе наиболее интересных ранних работ А. С. Арсланова «Натюрморт с чайником» (1958 г.). В нем автор красиво сгармонировал различные цвета. В сложную гамму золотисто-жёлтых, серебристых тонов он вплетает красные, белые, черные пятна, оживляющие полотно. Автора увлекает сочная живопись с динамичной фактурой мазка. Натюрморт небольшой по размеру, но средствами фрагментарной композиции и живописного решения художник сумел сделать его значительным, передав в нем ощущение радости бытия.
Живописное дарование Арсланова с наибольшей силой и последовательностью выразилось в пейзажной живописи. В работах шестидесятых-семидесятых годов он выбирает такие мотивы и состояние природы, которые позволяют ему передать богатую игру цвета. Пейзаж «Красный дом» (1966 г.) он строит на эффекте освещения. Зимний город погружен в солнечный прозрачный воздух. Пейзаж легко, всё в нем живет и сверкает. Переливами холодных синих и голубых изображает он сугробы снега на первом плане. Тёплые жёлтые, красные цвета господствуют в решении второго плана, изображающего освещенные солнцем разноцветные городские дома. Декоративность, подчёркнутое звучание цвета – черта, отличающая башкирскую живописную школу. Она нашла выражение и в работах Арсланова. Полотно «Весна на ферме» (1972 г.) – это сотканный из множества оттенков синего, охристого, красного цветов холост, мажорный по звучанию, как и остальные его пейзажи.
Амир Султанович Арсланов родился в 1926 году в деревне Калынали Туймазинского района Башкирии. «Деревня наша очень красивая, – говорил он, – С одной стороны высокие горы, наш дом стоял у самого их подножья. В горах из-под земли выбивается множество родничков. С другой стороны протекает небольшая речка, в которой мы в детстве любили купаться, недалеко от деревни большой лес». Эти воспоминания всегда жили в душе художника и питали его творчество. В доме отца, колхозного кузнеца, было десять детей. Рано потерявший мать, лишенный материнской ласки и заботы, Амир Султанович с юных лет познал тяжесть крестьянского груда, лишения и голод.
В 1941 году он уехал из деревни, поступил учиться в Белебеевское педучилище, но не закончил его. Семнадцатилетним юношей был призван в Советскую Армию. В 1944 году, будучи шофером, возил снаряда на передовую, затем был стрелком стрелковой дивизии II Прибалтийского фронта с боями Латвию, Литву, Эстонию. Войну закончил на передовой в г. Шауляе. После этого служил пять лет в Ленинграде, Гатчине.
Ленинград с его архитектурными памятниками и музеями впервые открыл перед Арслановым мир большого искусства, здесь зародилась его мечта стать художником. В короткие часы, свободные от службы, он посещает музеи, работает над собой – рисует, пишет этюды. В 1950 году, демобилизовавшись из армии, Арсланов приезжает в Уфу и поступает учиться на художественное отделение училища искусств В 1955 году успешно заканчивает и едет работать в город Октябрьский. Здесь проходит значительная часть его жизни, создано много произведений.
Сохранились ранние работы художника, созданные в пятидесятые годы. В них воплощены живописный дар автора, его эмоциональность, поэтичность в восприятии окружающего Вот, небольшой этюд «Отчий дом» (1956) написан после долгой разлуки с родиной. Этот скромный деревенский мотив исполнен тихой грусти и раздумья. Художник внимательно передает состояние серого дня, окрасившего природу в сдержанные тона. В тоже время от его внимательного взгляда не ускользают голубые тени на снегу, красивая игра серебристо-коричневых тонов.
В числе наиболее интересных ранних работ А. С. Арсланова «Натюрморт с чайником» (1958 г.). В нем автор красиво сгармонировал различные цвета. В сложную гамму золотисто-жёлтых, серебристых тонов он вплетает красные, белые, черные пятна, оживляющие полотно. Автора увлекает сочная живопись с динамичной фактурой мазка. Натюрморт небольшой по размеру, но средствами фрагментарной композиции и живописного решения художник сумел сделать его значительным, передав в нем ощущение радости бытия.
Живописное дарование Арсланова с наибольшей силой и последовательностью выразилось в пейзажной живописи. В работах шестидесятых-семидесятых годов он выбирает такие мотивы и состояние природы, которые позволяют ему передать богатую игру цвета. Пейзаж «Красный дом» (1966 г.) он строит на эффекте освещения. Зимний город погружен в солнечный прозрачный воздух. Пейзаж легко, всё в нем живет и сверкает. Переливами холодных синих и голубых изображает он сугробы снега на первом плане. Тёплые жёлтые, красные цвета господствуют в решении второго плана, изображающего освещенные солнцем разноцветные городские дома. Декоративность, подчёркнутое звучание цвета – черта, отличающая башкирскую живописную школу. Она нашла выражение и в работах Арсланова. Полотно «Весна на ферме» (1972 г.) – это сотканный из множества оттенков синего, охристого, красного цветов холост, мажорный по звучанию, как и остальные его пейзажи.