До Великой Октябрьской социалистической рево- люции в Кабарде и Черкесии существовали только грунтовые дорога и горные тропы. В этих условиях выработались соответствующие средства передвижения и перевозки тяжестей.
Наиболее распространенным средство!^ передвижения была верховая лошадь. Местные седла хорошо при для езды в горах и поэтому быстро распространялись среди казачества на Северном Кавказе. Такое седло представляет собой деревянный остов-ленчик с высокими луками, между которыми укладывается толстая кожаная подушка, имеющая форму четырехугольника с округлыми углами и вдавлинами на каждой стороне. Седло снабжено тебеньками — четырехугольными кусками толстой кожи, предохраняющими ноги седока от лошадиного пота. По горным тропам тяжести перевозили на лошади вьюком, для чего употребляли ковровые переметные сумы (хурджины), покупавшиеся чаще вюего в Дагестане. Переносили тяжести и на спине в заплечных мешках из козлиной или овечьей шкуры. Для перевозки сена в горах употреблялись деревянные сани. Тяжести перевозили на деревянной двухколесной арбе, в которую запрягали пару волов. Под влиянием русского населения в начале XX в. широко вошла в быт более удобная и вместительная «бричка» (по местной терминологии) в виде длинной четырехколесной телеги, запрягаемой парой лошадей.
В советское время произошел полный переворот в дорожном строительстве. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии сейчас почти нет селения, куда бы не могла пройти автомашина. Всюду проведены автомобильные дороги, лучшими из которых являются шоссе Пятигорск — Нальчик — Орджоникидзе и Пятигорск — Черкесск, соединяющие Черкесск и Нальчик с Пятигорском и Орджоникидзе. На трассах этих шоссе или в непосредственной близости от них раположен ряд районных центров.
Широкое развитие в республике и в области получил автомобильный транспорт. Связь с районами осуществляется автобусами. В колхозах и совхозах основные грузы перевозят на автомашинах. Многие семьи имеют свои (Мотоциклы или автомашины.
Наряду с автотранспортом, ставшим господствующим средством передвижения, употребляются телеги и линейки, запряженные лошадьми, а также арбы, в которые запрягают волов. Арбы чаще всего встречаются на горных дорогах. Не исчезла т быта и верховая лошадь. Наибольшее значение она имеет в горах при выпасе скота и его перегонах, когда стада сопровождаются верховыми пастухами. Сохранилась, особенно в горных районах, транспортировка грузов на ослах, главным образом в личном хозяйстве колхозников.
Железнодорожная ветка от г. Прохладного до Нальчика соединяет столицу Кабардино-Балкарской республики с основной северо-кавказской магистралью. В Карачаево-Черкесии в 1927 г. построена железная дорога, связавшая Черкесск с Невинномысском.
Нальчик связан с * Пятигорском и Орджоникидзе, а через них и со всем Советским Союзом регулярными рейсами самолетов. В летнее время при самолетов осуществляется связь Нальчика с горными и Золь- скими пастбищами. Значительное развитие получила гражданская авиация и в Карачаево-Черкесии.
Селения и жилища
Принято считать кабардинцев и черкесов «горскими народами». Однако этот термин можно применять к ним, как и к адыгейцам, лишь условно. Кабардинские и черкесские селения располагаются в степях и предгорьях. Поэтому они совершенно не отвечают установившимся представлениям о горских аулах и резко отличаются, например, от селений народов Дагестана, тип жилища которых складывался в условиях горных районов.
Кабардинские и черкесские селения (къуажэ) в первой половине XIX в. представляли собой небольшие группы беспорядочно раскиданных усадеб, окруженных плетнем или канавой. Около усадьбы феодала группировались усадьбы подвластных ему уорков и крестьян. К усадьбам примыкали огороды и поля. Селения время от времени переносились на другое место. Это было связано с рядом причин — характером земледелия (переложно-залежная система), межфеодальными столкновениями и распрями, нападением врагов извне и др. В 1860-х годах в результате проведения земельной реформы были укрупнены кабардинские селения, что имело также целью облегчить управление и надзор за «беспокойными горцами». 116 мелких селений Кабарды были объединены в 39 крупных аулов. При объединении старые названия селений часто сохранялись в названиях кварталов.
Усадьба (пщ1ант1э) крестьянина среднего достатка состояла из просторного двора, обнесенного плетнем, а в горных районах — низким каменным забором. В глубине двора находился жилой дом. Во дворе располагались отдельная постройка для кухни, навес для хозяйственных надобностей, сапетки для зерна, помещение для лошади, курятники и т. п. К жилому двору примыкал скотный двор с помещениями для скота и приусадебный участок с посевами кукурузы и овощей.
ВведениеПроблема употребления алкоголя, табака и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас их потребление характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь, табак и наркотики особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.Последствия вредных привычек очевидны. Доказано, что при их попадании внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. Особенно это влияет на мышечные ткани и умственную деятельность.В частности: при систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм; при длительном курении – рак легких и болезни десен; при даже кратковременном употреблении наркотических веществ – разрушение мозга, и, следовательно – ЛИЧНОСТИ.ТабакокурениеКурение - одна из вреднейших привычек.Исследованиями доказано - вред курения в дыме табака содержащим более 30 ядовитых веществ: Никотин, Углекислый газ, Окись углерода, Синильную кислоту, Аммиак, Смолистые вещества, Органические кислоты, и т.д.1 - 2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика то, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительнокурящие в 13 раз чаще заболевают Стенокардией, в 12 раз - Инфарктом миокарда, в 10 раз - Язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет Облитерирующим эндартериитом - тяжким недугом кровеносных сосудов.Никотин относится к нервным ядам. В наблюдениях над людьми установленно, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудо дрожанием рук, ослаблением памяти.Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гармон - Адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы, никотин развитию у мужчин половой слабости – импотенции! Поэтому её личение начиют с того,что больному предлагают прекратить курение.Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того,что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжёлого заболевания. Статистические исследования показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухали и других органов - пищевода, желудка, гортани, почек. У курящих не редко возникает рак нижней губы в следствии канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки и в фильтре.
До Великой Октябрьской социалистической рево- люции в Кабарде и Черкесии существовали только грунтовые дорога и горные тропы. В этих условиях выработались соответствующие средства передвижения и перевозки тяжестей.
Наиболее распространенным средство!^ передвижения была верховая лошадь. Местные седла хорошо при для езды в горах и поэтому быстро распространялись среди казачества на Северном Кавказе. Такое седло представляет собой деревянный остов-ленчик с высокими луками, между которыми укладывается толстая кожаная подушка, имеющая форму четырехугольника с округлыми углами и вдавлинами на каждой стороне. Седло снабжено тебеньками — четырехугольными кусками толстой кожи, предохраняющими ноги седока от лошадиного пота. По горным тропам тяжести перевозили на лошади вьюком, для чего употребляли ковровые переметные сумы (хурджины), покупавшиеся чаще вюего в Дагестане. Переносили тяжести и на спине в заплечных мешках из козлиной или овечьей шкуры. Для перевозки сена в горах употреблялись деревянные сани. Тяжести перевозили на деревянной двухколесной арбе, в которую запрягали пару волов. Под влиянием русского населения в начале XX в. широко вошла в быт более удобная и вместительная «бричка» (по местной терминологии) в виде длинной четырехколесной телеги, запрягаемой парой лошадей.
В советское время произошел полный переворот в дорожном строительстве. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии сейчас почти нет селения, куда бы не могла пройти автомашина. Всюду проведены автомобильные дороги, лучшими из которых являются шоссе Пятигорск — Нальчик — Орджоникидзе и Пятигорск — Черкесск, соединяющие Черкесск и Нальчик с Пятигорском и Орджоникидзе. На трассах этих шоссе или в непосредственной близости от них раположен ряд районных центров.
Широкое развитие в республике и в области получил автомобильный транспорт. Связь с районами осуществляется автобусами. В колхозах и совхозах основные грузы перевозят на автомашинах. Многие семьи имеют свои (Мотоциклы или автомашины.
Наряду с автотранспортом, ставшим господствующим средством передвижения, употребляются телеги и линейки, запряженные лошадьми, а также арбы, в которые запрягают волов. Арбы чаще всего встречаются на горных дорогах. Не исчезла т быта и верховая лошадь. Наибольшее значение она имеет в горах при выпасе скота и его перегонах, когда стада сопровождаются верховыми пастухами. Сохранилась, особенно в горных районах, транспортировка грузов на ослах, главным образом в личном хозяйстве колхозников.
Железнодорожная ветка от г. Прохладного до Нальчика соединяет столицу Кабардино-Балкарской республики с основной северо-кавказской магистралью. В Карачаево-Черкесии в 1927 г. построена железная дорога, связавшая Черкесск с Невинномысском.
Нальчик связан с * Пятигорском и Орджоникидзе, а через них и со всем Советским Союзом регулярными рейсами самолетов. В летнее время при самолетов осуществляется связь Нальчика с горными и Золь- скими пастбищами. Значительное развитие получила гражданская авиация и в Карачаево-Черкесии.
Селения и жилища
Принято считать кабардинцев и черкесов «горскими народами». Однако этот термин можно применять к ним, как и к адыгейцам, лишь условно. Кабардинские и черкесские селения располагаются в степях и предгорьях. Поэтому они совершенно не отвечают установившимся представлениям о горских аулах и резко отличаются, например, от селений народов Дагестана, тип жилища которых складывался в условиях горных районов.
Кабардинские и черкесские селения (къуажэ) в первой половине XIX в. представляли собой небольшие группы беспорядочно раскиданных усадеб, окруженных плетнем или канавой. Около усадьбы феодала группировались усадьбы подвластных ему уорков и крестьян. К усадьбам примыкали огороды и поля. Селения время от времени переносились на другое место. Это было связано с рядом причин — характером земледелия (переложно-залежная система), межфеодальными столкновениями и распрями, нападением врагов извне и др. В 1860-х годах в результате проведения земельной реформы были укрупнены кабардинские селения, что имело также целью облегчить управление и надзор за «беспокойными горцами». 116 мелких селений Кабарды были объединены в 39 крупных аулов. При объединении старые названия селений часто сохранялись в названиях кварталов.
Усадьба (пщ1ант1э) крестьянина среднего достатка состояла из просторного двора, обнесенного плетнем, а в горных районах — низким каменным забором. В глубине двора находился жилой дом. Во дворе располагались отдельная постройка для кухни, навес для хозяйственных надобностей, сапетки для зерна, помещение для лошади, курятники и т. п. К жилому двору примыкал скотный двор с помещениями для скота и приусадебный участок с посевами кукурузы и овощей.