чтобы получить полное представление о форме и размерах предмета, его нужно спроецировать на две, три или большее число плоскостей. для того чтобы процесс проецирования осуществлялся проще, плоскости проекций располагают взаимно перпендикулярно; три плоскости проекций образуют прямой трехгранный угол (рис. 111, а).
каждой плоскости проекций дано название и обозначение. вертикальная плоскость, расположенная перед нами, называется фронтальной плоскостью проекций и обозначается латинской буквой v (вэ). под прямым углом к фронтальной плоскости располагается горизонтальная плоскость проекций, которая обозначается латинской буквой н (аш).
перпендикулярно к этим плоскостям располагается еще одна вертикальная плоскость, называемая профильной плоскостью проекций, которая обозначается буквой w (дубль вэ). при попарном пересечении плоскостей трехгранного угла образуются прямые линии - оси проекций х, у, z, исходящие из точки о.
для того чтобы изображения, полученные на сторонах трехгранного угла, оказались в одной плоскости, две грани этого угла развертывают до совмещения их с третьей; горизонтальную плоскость поворачивают вокруг оси х вниз на 90°; профильную плоскость поворачивают вокруг оси z вправо на 90°. эти плоскости совместятся с фронтальной, которая остается неподвижной; горизонтальная плоскость располагается под фронтальной, а профильная - справа от фронтальной (рис. 111, б). ось у как бы распадается на две оси, из которых одна - у пойдет вдоль горизонтальной, а другая - у1 вдоль профильной плоскости проекций. линии, ограничивающие плоскости проекций, обычно не проводят. тогда совмещенные плоскости проекций изобразятся, как показано на рис. 111, в.
пракситель, который, как считается, был сыном афинского ваятеля кефисодота, родился в афинах около 390 года до н. э. самое позднее упоминание имени праксителя связано с его работами в эфесе, которые ещё не были завершены в 334 году до н. э., когда в малой азии появился александр македонский.
есть веские основания считать одним из наиболее ранних в творчестве праксителя среди известных нам произведений статую сатира, наливающего вино. статуя была сделана из бронзы. к раннему периоду творчества скульптора относятся также две статуи эрота, выполненные для феспий и пария. по мнению большинства исследователей, копией феспийского эрота является статуя, найденная на палатине и теперь хранящаяся в лувре. к скульптуре, сделанной для пария, возможно, восходит статуя эрота боргезе.
более поздней работой скульптора является статуя аполлона зауроктона, выполненная в бронзе.
ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче как грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем праксителю. созданная им статуя афродиты книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён[1].
согласно источникам, к образу афродиты скульптор обращался несколько раз. первой из этих работ была, по-видимому, статуя, которую он создал для феспий. исследователи считают, что к этой скульптуре восходит находящаяся сейчас в лувре афродита из арля. богиня изображена полуобнажённой. какими были две следующие афродиты, мы не знаем. известно лишь, что одна из этих скульптур, находившаяся в риме, была сделана из бронзы. наибольшая слава досталась двум последним афродитам праксителя — косской и книдской. от косской афродиты до нас дошли только репродукции на монетах. из них видно, что богиня была изображена одетой, с длинными волосами, падавшими на плечи, с венком на голове и с ожерельем на шее.
оригинал книдской афродиты был сделан из мрамора. составить представление о нём можно на основе книдских монет и дошедших до нас повторений статуи. на монетах богиня изображена совершенно обнажённой. её одежда брошена на стоящую слева гидрию. обнажённое женское тело изредка становилось предметом скульптурного изображения и ранее, однако пракситель стал первым скульптором, создавшим монументальное изображение обнажённой богини. предполагается, что статуя была создана в относительно ранний период деятельности мастера.
гермес с младенцем дионисом
развитый стиль праксителя проявился в статуе гермеса, вероятный оригинал которой был найден при раскопках в олимпии в 1877 году. праксителя интересовало особое очарование мечтательного настроения, которое он умел вкладывать в свои статуи путём придания мягкой плавности их движениям и необычайной трактовкой обнажённого тела. найденная статуя гермеса сделана из мрамора — материала, из которого пракситель умел извлечь особую прозрачность, нежность и богатство полутонов. по стилистическим признакам скульптура может быть отнесена примерно к 40-м iv века до н. э. статуя изображает остановившегося для отдыха гермеса, прислонившегося к стволу дерева и играющего с маленьким дионисом.
к периоду расцвета стиля праксителя относится оригинал статуи отдыхающего сатира. скульптура находилась в риме. вероятно, она была сделана из мрамора.
несколько раз пракситель изображал артемиду. в её святилище около города антикиры находилась созданная праксителем скульптура богини, изображавшая её, судя по местным монетам, в коротком хитоне, с факелом в руке. больше известно о статуе артемиды бравронии, помещавшейся в афинском святилище богини (бравронейоне). известна точная дата создания этой скульптуры — 345 год до н. э. высока вероятность того, что её копией является хранящаяся в лувре артемида из габий. по времени создания статуя артемиды бравронии близка к олимпийскому гермесу.
вероятно, к позднему периоду деятельности праксителя относится третья из созданных им скульптур артемиды. эта статуя находилась в святилище лето, в мантинее, вместе со статуями аполлона и лето. ни одной копии её до сих пор найти не удалось. однако удалось найти часть базы этих статуй. на одной из трёх найденных в мантинее её рельефных плит изображён сидящий аполлон с лирой, напротив него — марсий, играющий на флейтах, между ними — скифский раб, готовый покарать марсия за вызов богу. на каждой из двух других плит изображены по три музы — судя по всему, не хватает ещё одной плиты с тремя музами. предполагается, что рельефы выполнены кем-то из праксителя по его эскизам.
чтобы получить полное представление о форме и размерах предмета, его нужно спроецировать на две, три или большее число плоскостей. для того чтобы процесс проецирования осуществлялся проще, плоскости проекций располагают взаимно перпендикулярно; три плоскости проекций образуют прямой трехгранный угол (рис. 111, а).
каждой плоскости проекций дано название и обозначение. вертикальная плоскость, расположенная перед нами, называется фронтальной плоскостью проекций и обозначается латинской буквой v (вэ). под прямым углом к фронтальной плоскости располагается горизонтальная плоскость проекций, которая обозначается латинской буквой н (аш).
перпендикулярно к этим плоскостям располагается еще одна вертикальная плоскость, называемая профильной плоскостью проекций, которая обозначается буквой w (дубль вэ). при попарном пересечении плоскостей трехгранного угла образуются прямые линии - оси проекций х, у, z, исходящие из точки о.
для того чтобы изображения, полученные на сторонах трехгранного угла, оказались в одной плоскости, две грани этого угла развертывают до совмещения их с третьей; горизонтальную плоскость поворачивают вокруг оси х вниз на 90°; профильную плоскость поворачивают вокруг оси z вправо на 90°. эти плоскости совместятся с фронтальной, которая остается неподвижной; горизонтальная плоскость располагается под фронтальной, а профильная - справа от фронтальной (рис. 111, б). ось у как бы распадается на две оси, из которых одна - у пойдет вдоль горизонтальной, а другая - у1 вдоль профильной плоскости проекций. линии, ограничивающие плоскости проекций, обычно не проводят. тогда совмещенные плоскости проекций изобразятся, как показано на рис. 111, в.
пракситель, который, как считается, был сыном афинского ваятеля кефисодота, родился в афинах около 390 года до н. э. самое позднее упоминание имени праксителя связано с его работами в эфесе, которые ещё не были завершены в 334 году до н. э., когда в малой азии появился александр македонский.
есть веские основания считать одним из наиболее ранних в творчестве праксителя среди известных нам произведений статую сатира, наливающего вино. статуя была сделана из бронзы. к раннему периоду творчества скульптора относятся также две статуи эрота, выполненные для феспий и пария. по мнению большинства исследователей, копией феспийского эрота является статуя, найденная на палатине и теперь хранящаяся в лувре. к скульптуре, сделанной для пария, возможно, восходит статуя эрота боргезе.
более поздней работой скульптора является статуя аполлона зауроктона, выполненная в бронзе.
ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче как грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем праксителю. созданная им статуя афродиты книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён[1].
согласно источникам, к образу афродиты скульптор обращался несколько раз. первой из этих работ была, по-видимому, статуя, которую он создал для феспий. исследователи считают, что к этой скульптуре восходит находящаяся сейчас в лувре афродита из арля. богиня изображена полуобнажённой. какими были две следующие афродиты, мы не знаем. известно лишь, что одна из этих скульптур, находившаяся в риме, была сделана из бронзы. наибольшая слава досталась двум последним афродитам праксителя — косской и книдской. от косской афродиты до нас дошли только репродукции на монетах. из них видно, что богиня была изображена одетой, с длинными волосами, падавшими на плечи, с венком на голове и с ожерельем на шее.
оригинал книдской афродиты был сделан из мрамора. составить представление о нём можно на основе книдских монет и дошедших до нас повторений статуи. на монетах богиня изображена совершенно обнажённой. её одежда брошена на стоящую слева гидрию. обнажённое женское тело изредка становилось предметом скульптурного изображения и ранее, однако пракситель стал первым скульптором, создавшим монументальное изображение обнажённой богини. предполагается, что статуя была создана в относительно ранний период деятельности мастера.
гермес с младенцем дионисом
развитый стиль праксителя проявился в статуе гермеса, вероятный оригинал которой был найден при раскопках в олимпии в 1877 году. праксителя интересовало особое очарование мечтательного настроения, которое он умел вкладывать в свои статуи путём придания мягкой плавности их движениям и необычайной трактовкой обнажённого тела. найденная статуя гермеса сделана из мрамора — материала, из которого пракситель умел извлечь особую прозрачность, нежность и богатство полутонов. по стилистическим признакам скульптура может быть отнесена примерно к 40-м iv века до н. э. статуя изображает остановившегося для отдыха гермеса, прислонившегося к стволу дерева и играющего с маленьким дионисом.
к периоду расцвета стиля праксителя относится оригинал статуи отдыхающего сатира. скульптура находилась в риме. вероятно, она была сделана из мрамора.
несколько раз пракситель изображал артемиду. в её святилище около города антикиры находилась созданная праксителем скульптура богини, изображавшая её, судя по местным монетам, в коротком хитоне, с факелом в руке. больше известно о статуе артемиды бравронии, помещавшейся в афинском святилище богини (бравронейоне). известна точная дата создания этой скульптуры — 345 год до н. э. высока вероятность того, что её копией является хранящаяся в лувре артемида из габий. по времени создания статуя артемиды бравронии близка к олимпийскому гермесу.
вероятно, к позднему периоду деятельности праксителя относится третья из созданных им скульптур артемиды. эта статуя находилась в святилище лето, в мантинее, вместе со статуями аполлона и лето. ни одной копии её до сих пор найти не удалось. однако удалось найти часть базы этих статуй. на одной из трёх найденных в мантинее её рельефных плит изображён сидящий аполлон с лирой, напротив него — марсий, играющий на флейтах, между ними — скифский раб, готовый покарать марсия за вызов богу. на каждой из двух других плит изображены по три музы — судя по всему, не хватает ещё одной плиты с тремя музами. предполагается, что рельефы выполнены кем-то из праксителя по его эскизам.