Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: • каменная скульптура; • наскальная живопись; • глиняная посуда. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антро т. е. человекоподобными изображениями. И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения). В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Под загрязнением водоемов понимают снижение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления в них вредных веществ. Установлено, что более 400 видов веществ могут вызвать загрязнение вод. 1. Бытовые стоки, содержащие легкоразложимую мертвую органику (прежде всего, фекалии). Они представляют собой не утилизируемые в быту, образующиеся в результате амортизации предметов быта и самой жизни людей вещества, сливаемые в канализацию вместе со стоками (включая бани, прачечные, больницы, бытовые помещения предприятий, рестораны, кафе и т.п.). Территориально распределение бытовых стоков в любой стране совпадает с расселением населения. Существенный вклад бытовые стоки дают в показатели загрязненности по БПК («биологическое потребление кислорода» – показывает количество легко окисляемых бактериями и другими живыми организмами органических веществ), фосфатам, соединениям азота, бактериального загрязнения – дрожжевые и плесневые грибы, фитопланктон, патогенные бактерии (дизентерия, тиф, холера). 2. Моющие средства (детергенты, или синтетические поверхностно-активные вещества – СПАВ) – очень токсичные и невосприимчивые к процессам биологического разложения соединения. Концентрация этих веществ в сточных водах, как правило, составляет 5-15 мг/л. В водоемы обычно попадает до 50-60% их начального количества. Плохо поддаваясь очистке, моющие средства образуют в водоемах толстый слой пены, губительно действуя на органический мир гидросферы, и посредством различных трофических цепей попадают в организм человека. 3. Пестициды и гербициды – вещества, используемые для уничтожения нежелательных травянистых (иногда кустарниковых и древесных) растений, а также насекомых и т.п. Группа чрезвычайно токсичных загрязнителей, в состав которых входят хлорорганические, фосфорорганические, ртутные и прочие металлосодержащие соединения. В свою очередь каждое из них состоит из десятков и сотен других более мелких фракций, отрицательно влияющих на экосистемы любого уровня и здоровье человека. 4. Продукты органической химии (сероуглерод, фенолы, этиловый и метиловый спирты, некоторые кислоты и т.д.), составляющие органическую часть стоков химических и целлюлозно-бумажных комбинатов, животноводческих комплексов, коммунальных сточных вод, стоков скотобоен; пищевой промышленности, кожевенных производств и т.д.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
• каменная скульптура; • наскальная живопись; • глиняная посуда.
В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антро т. е. человекоподобными изображениями. И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения). В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
2. Моющие средства (детергенты, или синтетические поверхностно-активные вещества – СПАВ) – очень токсичные и невосприимчивые к процессам биологического разложения соединения. Концентрация этих веществ в сточных водах, как правило, составляет 5-15 мг/л. В водоемы обычно попадает до 50-60% их начального количества. Плохо поддаваясь очистке, моющие средства образуют в водоемах толстый слой пены, губительно действуя на органический мир гидросферы, и посредством различных трофических цепей попадают в организм человека.
3. Пестициды и гербициды – вещества, используемые для уничтожения нежелательных травянистых (иногда кустарниковых и древесных) растений, а также насекомых и т.п. Группа чрезвычайно токсичных загрязнителей, в состав которых входят хлорорганические, фосфорорганические, ртутные и прочие металлосодержащие соединения. В свою очередь каждое из них состоит из десятков и сотен других более мелких фракций, отрицательно влияющих на экосистемы любого уровня и здоровье человека.
4. Продукты органической химии (сероуглерод, фенолы, этиловый и метиловый спирты, некоторые кислоты и т.д.), составляющие органическую часть стоков химических и целлюлозно-бумажных комбинатов, животноводческих комплексов, коммунальных сточных вод, стоков скотобоен; пищевой промышленности, кожевенных производств и т.д.