Классик якуб колас (константин михайлович мицкевич) родился в семье лесника. детство его прошло в лесной глуши на немане. школы поблизости не было, и грамоту мальчик постигал «самоуком».он жадно читал пушкина, гоголя, лермонтова, некрасова, а увлекшись крыловым, пробовал и сам писать басни.в 1898 г. колас поступает в учительскую семинарию в г. несвиже. с 1902 г. учительствует в начальных школах полесья и выступает ходатаем по крестьянским делам. в это же время среди крестьян и сельской интеллигенции распространяются нелегальные стихи коласа. его заметки о беззаконии помещиков и местных властей появляются под разными псевдонимами в демократической печати. в 1906 г. в газете «наша доля» (после шестого номера газету закрыли) печатается одно из первых стихотворений коласа — «наш родны край», в котором нарисована яркая картина жизни угнетенной белоруссии. в том же году за революционную деятельность и участие в нелегальном съезде учителей коласа уволили из школы, а в 1908 г. судили и приговорили к трем тюрьмы.в минском остроге колас начинает писать поэму «новая земля». в 1910 г. он издает первый сборник стихотворений «песни печали». в письме к украинскому писателю м. коцюбинскому горький писал: «в белоруссии есть два поэта: якуб колас и янка купала — интересные просто пишут, так ласково, грустно, искренно».много работает колас в послеоктябрьский период. в 1923 г. он заканчивает поэму «новая земля». ее по праву считают энциклопедией жизни крестьянства конца xix в. на фоне красочных картин родной природы колас показывает жизнь бедных крестьян, их труд и борьбу. каждая страница произведения согрета глубоким лиризмом, искрится народным юмором.в поэме «сымон музыкант» (1917 — 1925) с большим мастерством и вдохновением показана трагическая судьба народных талантов, обреченных царизмом на гибель. герой поэмы — поводырь слепого нищего, одаренный скрипач сымон. бедность мешает ему совершенствовать свой талант. но сымон верит, что наступит иное время и он своей «задушевной игрой» сможет украсить жизнь трудового люда. в советские годы колас создает прозаическую трилогию о борьбе народа за свое освобождение, о роли в ней интеллигенции, вышедшей из народных низов («в полесской глуши», «в глубине полесья» и «на росстанях»). эта трилогия была закончена после войны и издана под общим названием «на росстанях».
Рассказы а. п. чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой . пролагая путь рассказу, чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. с другой стороны, рассказ чехова вбирал в себя лучшие достижения прежней . чехов выступил мастером этой “малой” формы. рассказы чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. примером такого рассказа может считаться его рассказ “тоска”. это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. главным героем рассказа является иона потапов — бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. конечно, его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не немела душа. с какой доверчивой беззащитностью открывает старик иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. с какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания. равнодушие. как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. и как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. но и этой малости нам бывает так жаль порой. ну, что стоило героям рассказа “тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе ионе потапову. в их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.